Работа и уход Стивена Бэннона (Stephen K. Bannon), который был главным стратегом президента и защитником его националистических импульсов, стал свидетельством глубоких трещин внутри Республиканской партии, Белого дома эпохи Трампа и далеко за их пределами.
Эти разногласия и противоречия до сих пор негативно влияют на эффективность работы Трампа, который пытается начать реализацию амбициозной законодательной программы в тот самый момент, когда его отношения с лидерами республиканцев в Конгрессе достигли довольно низкого уровня — во многом из-за поведения президента, в том числе его реакции на трагедию в Шарлотсвилле, произошедшую на прошлой неделе.
Хотя отставка Бэннона является очередным шагом нового главы аппарата Белого дома Джона Келли (John F. Kelly) в его стремлении сделать нынешний Белый дом немного более «нормальным», даже некоторые союзники Трампа сомневаются в том, что ему удастся этого добиться, особенно при президенте, который поучает огромное удовольствие, меняя ход общенациональных дискуссий своими провокационными твитами — пока Келли не удалось искоренить в нем это стремление.
Приближаясь к окончанию отпуска в частном гольф-клубе в Бедминстере, Трамп продолжает упорствовать в своей привычке спрашивать совета у бывших сотрудников аппарата президента — и зачастую он делает это посредством поздних телефонных звонков в те моменты, когда Келли не может его остановить. После своего ухода в пятницу, 18 августа, Бэннон тоже ясно дал понять, что он собирается использовать агрессивно консервативный сайт Breitbart News, чтобы продолжить реализацию своей программы за пределами Белого дома.
В своем интервью, которое Бэннон дал в субботу, 19 августа, в Вашингтоне, он предупредил лидеров Республиканской партии о необходимости поддержать Трампа в его шагах в сфере торговли, налогов и финансирования строительства стены на границе. По его мнению, в противном случае они столкнутся с гневом президентской базы, в том числе Breitbart News, куда он вернулся в пятницу в качестве исполнительного председателя совета директоров.
«Если Республиканская партия на Капитолийском холме поддержит его в реализации именно его планов, а не ее, наступит полное благополучие, и она станет одной большой счастливой семьей», — сказал Бэннон.
Однако Бэннон все же добавил с улыбкой, что он не стал бы рассчитывать на «благополучие» в ближайшее время, и назвал политические волнения в Республиканской партии и в стране неизбежной битвой за приоритеты Трампа.
«Еще ни в одной администрации в истории не было такого количества внутренних разногласий касательно того направления, которое ей необходимо выбрать», — отметил Бэннон, добавив, что база Трампа разочарована программой Конгресса, поскольку она в гораздо большей степени соответствует традиционным приоритетам республиканцев, чем той программе, которую Трамп отстаивал.
В своих твитах, появившихся в субботу, президент пожелал Бэннону удачи и поблагодарил за работу.
«Он пришел в мой предвыборный штаб, когда я соперничал с продажной Хиллари Клинтон — и это было великолепно!» — написал Трамп в первом своем твите, охарактеризовав ту роль, которую Бэннон сыграл в период выборов.
Спустя несколько часов Трамп выразил уверенность в том, что Бэннон станет «жестким и проницательным новым голосом в BreitbartNews… возможно, даже лучше, чем прежде». И сразу же добавил: «Лживым СМИ нужна конкуренция!»
По словам источников, до утра субботы Трамп и Бэннон не разговаривали по телефону. Бэннон провел этот день в Вашингтоне, встречаясь с друзьями и союзниками, а также беседуя с авторами и руководителями Breitbart.
По словам нескольких друзей и бывших коллег, Бэннон, вероятнее всего, воспользуется этой площадкой, чтобы атаковать своих политических оппонентов, в том числе тех, кого он высмеивал, называя «глобалистами», а также демократов в Белом доме.
«Мне кажется, Стив принесет больше пользы за пределами Белого дома, — отметил Мэтт Шлапп (Matt Schlapp), председатель Американского консервативного союза и давний друг Бэннона. — За его пределами, если у вас есть хорошие спонсоры, если вас боятся и если у вас есть площадка, вы станете влиятельным игроком. У Стива всего этого в достатке».
По мнению соратников Трампа и Бэннона, Трамп продолжит прислушиваться к мнению Бэннона, как это уже случалось с некоторыми другими уволенными чиновниками Белого дома, такими как Кори Левандовски (Corey Lewandowksi), первый глава избирательного штаба Трампа, который до сих пор периодически появляется в Белом доме.
«В случае с Дональдом Трампом, если вы ему нравитесь, то вы остаетесь либо на его внутренней орбите, либо на его внешней орбите, — объяснил Кристофер Рудди (Christopher Ruddy), руководитель Newsmax Media и член клуба Мар-а-Лаго в Палм-Бич, принадлежащего Трампу. — Вы никогда окончательно не уйдете».
В нынешнем Белом доме, где есть несколько соперничающих центров силы, соратники Трампа утверждают, что уход Бэннона был необходим для того, чтобы придать ему некую упорядоченность, чего Келли и добивался. По их словам, в случае с Бэнноном, который часто предпринимал попытки подорвать позиции своих коллег, придерживающихся более традиционных взглядов, это имело особый смысл.
«Я считаю, что это укрепляет дисциплину сотрудников и делает нынешний Белый дом более "нормальным", — сказал один из республиканцев, близких к Белому дому, попросивший сохранить его имя в тайне. — Теперь там больше нет такого неординарного сотрудника аппарата, который дышит людям в спину и ежедневно провоцирует трения».
«Однако нам до сих пор не удалось убрать из Белого лома человека, который провоцирует наибольшее количество скандалов, и это Дональд Трамп, — добавил он. — Он продолжит делать то, чем занимается сейчас».
И в ближайшие недели скандалов меньше не станет.
В настоящее время на Трампа продолжает сыпаться критика в связи с его комментариями трагедии в Шарлотсвилле: он обвинил в насилии «обе стороны» и сказал, что среди участников шествия неонацистов и белых расистов против демонтажа памятника главнокомандующему армии конфедератов были и «хорошие люди». В настоящее время также продолжаются расследования возможных связей соратников Трампа с Россией.
В сентябре Конгрессу предстоит рассмотреть целый ряд сложных вопросов, в том числе законопроект об увеличении потолка государственного долга. Если Трамп и конгрессмены не сумеют договориться, это может спровоцировать международный кризис.
Трамп также хочет, чтобы Конгресс прекратил попытки воскресить закон о реформе здравоохранения и занялся налоговой реформой, которая остается общим приоритетом, но при этом вызывает массу разногласий. Трамп также пытается найти средства для того, чтобы выполнить свое знаковое предвыборное обещание — построить стену на границе между США и Мексикой.
Создается впечатление, что у республиканцев по обе стороны Пенсильвания-Авеню нет четкой стратегии, которая позволила бы им урегулировать разногласия и объединить Трампа и республиканцев Конгресса.
«Реальность заключается в том, что, даже если бы внутри Белого дома не было разногласий, внутри Республиканской партии все равно сохранялся бы раскол касательно того, как нужно решать некоторые из этих вопросов, — сказал бывший председатель национального комитета Республиканской партии Майкл Стил (Michael Steele). — С моей точки зрения, это самый досадный момент в этой ситуации».
Хотя влияние Бэннона проявилось в некоторых шагах Трампа — в том числе в сфере торговли и иммиграции, а также в решении выйти из Парижского соглашения по климату — он гораздо меньше вмешивался в разработку политики в области здравоохранения — в вопросе, который нагляднее всего демонстрирует бессилие Республиканской партии в тот момент, когда она контролирует президентский пост и обе палаты Конгресса.
За последние несколько недель Трамп разочаровался в лидере сенатского большинства Митче Макконнелле (Mitch McConnell) и стал редко упоминать в частных разговорах спикера Палаты представителей Пола Райана (Paul D. Ryan), обвиняя обоих в возникновении множества проблем с принятием законов, о чем рассказали два источника, беседовавшие с Трампом.
В пятницу, 18 августа, на различных сайтах появилось огромное множество интервью с Бэнноном, в том числе интервью, в котором он заявил, что чувствует себя так, будто он снова взял в руки оружие и готов «крушить оппозицию».
Советники высокопоставленных республиканцев Конгресса были ошеломлены тем, что Белый дом никак не отреагировал на эти комментарии.
«Они просто молча наблюдали за этим со стороны, — сказал один помощник. — Я сразу же понял, насколько Белый дом готов доказывать нам, что он на нашей стороне».
Другие помощники республиканцев отметили, что они сделали множество других значимых открытий касательно состава аппарата, помимо Бэннона. Хотя Бэннон был близок к консервативному Кокусу свободы Палаты представителей, именно бывший глава аппарата Белого дома Райнс Прибус (Reince Priebus) и уходящий в отставку пресс-секретарь Шон Спайсер (Sean Spicer) поддерживают глубокие дружеские связи еще со времен работы в национальном комитете Республиканской партии.
После ухода Прибуса многие республиканцы почувствовали, что им стало сложнее вести дела с Белым домом и чувствовать уверенность в том, что администрация «понимает язык республиканцев», как сказал один ветеран Республиканской партии, комментируя динамику.
По словам Бэннона, он считает разгорающуюся вражду внутри Западного крыла и в рядах руководителей Республиканской партии чем-то, в некоторой степени, но не полностью отличающимся от общенациональных трений.
«Трения в Белом доме немного отличаются от трений в стране. США — это все еще разобщенная страна. 50% населения не поддерживают президента Трампа. Большинство не поддерживает его политику», — объяснил Бэннон.
По словам Бэннона, несмотря на их борьбу в Вашингтоне, республиканцам и демократам необходимо обратить пристальное внимание на тревогу, охватившую множество рабочих в стране и связанную с экономическими возможностями и национальной идентичностью.
Столкновение во время специальных выборов в Сенат в Алабаме является предвестником того раскола, который угрожает Республиканской партии в 2018 году.
Трамп поддержал сенатора Лутера Стрэнджа (Luther Strange), союзника лидеров Республиканской партии в Сенате, однако его кандидатура не устраивает многих правых лидеров, а также Breitbart и многих радиоведущих, таких как Лаура Ингрэхэм (Laura Ingraham).
Стрэндж будет бороться с Роем Муром (Roy Moore), бывшим судьей верховного суда штата, который давно стал фаворитом консерваторов благодаря своему суровому отношению к однополым бракам.
Вместо того чтобы подержать Стрэнджа несколько консервативных лидеров сказали в частных беседах в субботу, что, по их мнению, их сторонники объединятся вокруг Мура, чтобы отправить Трампу сигнал о том, что, хотя в философском смысле они с ним, они не станут слепо следовать его указаниям в преддверии промежуточных выборов 2018 года.
Член Палаты представителей Мо Брукс (Mo Brooks), который пришел третьим на голосовании в Сенате на прошлой неделе и не вышел во второй раунд, признал, что многие консерваторы призывают его поддержать Мура, чтобы остановить Стрэнджа и сбить с толку лидеров Республиканской партии.
«Принял ли я решение? Нет, не принял, — сказал Брукс в своем интервью. — Но создается впечатление, что истеблишмент и вашингтонское болото захватило контроль над Белым домом с уходом Бэннона и приходом Лутера Стрэнджа».