За несколько лихорадочных месяцев студент-лингвист Раян (Rayan, 30 лет) стал одним из самых опасных людей в мире. Его близкий товарищ рассказывает, как сын торговца красками из Алеппо стал главным пропагандистом Исламского государства, ИГИЛ, (организация запрещена в России).
«Он был абсолютно холоден», — говорит сириец примерно 30 лет в беседе с Dagbladet о своей последней встрече с человеком, который долгое время был его хорошим другом.
«Он пытался рассказать мне, что сторонники ИГИЛ были хорошими людьми, знавшими, что им надо. Он мечтал о халифате. Об исламском государстве».
Этот разговор в 2013 году был его последней встречей с Раяном Мешаалом (Rayan Meshaal), активистом, журналистом, студентом-лингвистом и приятелем. Несколько месяцев спустя после холодной как лед встречи в Алеппо Раян стал одним из самых опасных людей в мире. Непосредственно или косвенно виновным в убийствах тысяч невинных мирных жителей. В Сирии и Ираке, и в Брюсселе, Париже, Ницце, Сан-Бернардино, Бейруте, Стокгольме, Лондоне и других городах по всему миру.
В период с 25 по 27 мая этого года Раян был убит управляемой бомбой во время американского авианалета в районе Майадин города Дайр-аз-Заур на востоке Сирии. США несколько месяцев охотились за ним.
Как сын лавочника из Алеппо стал шефом пропаганды Исламского государства?
Свет образования
Когда зимой 2011 года началась арабская весна, перед Раяном Мешаалом открылось светлое будущее.
Его отец торговал красками, а мать была домохозяйкой. Раян наметил себе несколько высоких целей в жизни.
После окончания средней школы с самыми высокими оценками он начал изучать языки. Хотя Раян вырос в Алеппо, который до того, как гражданская война разорвала Сирию в клочки, был оживленным торговым и культурным центром, он мечтал продолжить образование в Великобритании.
Зимой 2011 года водоворот народного восстания против лидера Сирии Башара Асада (Bashar al-Assad) увлек Раяна за собой. Он внимательно слушал новости о революции в Тунисе. Когда восстание перекинулось в Сирию, он быстро вступил в контакт с молодыми восставшими в Алеппо, которые видели возможность сместить президента Асада.
Башар Асад был хирургом-офтальмологом, ставшим президентом против своей воли. Он учился в Великобритании. Его отец, диктатор Хафез Асад (Hafez al-Assad), железной рукой управлял Сирией в течение почти 30 лет. Но когда старший брат Бассель (Bassel) в 1994 году разбился насмерть в аварии на своем Mercedes, Башар был вынужден взять на себя руководство страной.
В течение осени 2011 года Раян начал координировать различные действия мятежников в Сейф-аль-Доле и Бустане-аль-Касре в восточном Алеппо — районе, который впоследствии была назван «коридором смерти» из-за снайперов Асада, прятавшихся на крышах домов.
Раян начал снимать демонстрации, в которых принимал участие, он также участвовал в создании умеренного симпатизирующего мятежникам информационного агентства Aleppo Media Centre (AMC). AMC было там, где, как правило, не было западных СМИ и быстро стало главным органом передачи новостей, когда гражданская война уже бушевала в полную силу.
Недавним примером активной деятельности AMC была шокирующая фотография и история жертвы бомбардировок восьмилетнего Омрана Дакнееша (Omran Daqneesh), впоследствии ее использовали как средство политических действий.
Последняя встреча
«Я думаю, что он добровольно присоединился к ИГИЛ», — говорит сегодня приятель Раяна.
«Я думаю, он связался с ними и предложил свои услуги».
Мало, кто знает точно, что заставило бывшего ранее умеренным активистом Раяна Мешаала вступить в ряды организации, которая в то время называлась ИГИЛ: Исламское государство Ирака и Леванта. Но у его приятеля, который сам тесно сотрудничал с умеренными восставшими в Сирии, есть одна теория:
«Сравните ИГИЛ, например, со Свободной сирийской армией. Она была неорганизованна, у нее не было денег, часть солдат были преступниками, занимавшимися воровством, не было дисциплины. А посмотрите на ИГИЛ: эта организация хотела создать собственное государство, установила свой контроль над нефтяными разработками и большими ценностями. В то время многие были ослеплены „магией" ИГИЛ».
Когда ИГИЛ еще только закреплялся в Алеппо в конце 2013 года, два товарища встретились в последний раз. Эту встречу приятель Раяна никогда не забудет.
— Друг Раяна: Я встретил его в Алеппо, когда ИГИЛ закреплялось в Алеппо. Уже тогда я почувствовал, что он начал испытывать определенную симпатию к их делу.
— Dagbladet: Каким образом?
— Я рассказал ему о различных проектах, которыми занимался, мы беседовали о том, как защитить детей от войны, и я рассказал ему, что я думаю об ИГИЛ и других группировках экстремистов.
Я думал, что он поддержит мои проекты и продемонстрирует свое отвращение к ИГИЛ. Но его реакция была совершенно противоположной. Он стал совершенно холоден и пытался рассказать мне, что ИГИЛ — это хорошие люди, которые знают, что хотят.
Так я в последний раз побеседовал с ним лицом к лицу.
Вскоре после этого Раян Машаал вступил в ряды ИГИЛ.
Донес на своих друзей
Сейчас ИГИЛ отступает на всех фронтах, испытывая одно за другим большие поражения. Но когда еще была жива мечта об «исламском государстве», Абу Бакру аль-Багдади&Co нужны были специалисты для выполнения всех функций, которые необходимы для существования общества: врачи, инженеры, адвокаты, учителя и журналисты.
В 2014 году Раян Мешаал создал собственное «информационное агентство» Amaq News Agency, которое, в частности, передало сообщения о том, что ИГИЛ берет на себя ответственность за теракт в Барселоне в четверг.
«После его вступления в ИГИЛ эта организация использовала Aleppo Media Centre в полную силу», — рассказывает его многолетний друг корреспондентам Dagbladet:
«Они заставили его опубликовать имена других журналистов, с которыми он работал. Мы слышали, что ИГИЛ захватил многих из его бывших коллег. Он обладал способностями и знаниями, в которых ИГИЛ сильно нуждался. Он оказался нужным человеком в нужном месте».
Мы, сотрудники Dagbladet, впервые услышали о Раяне Мешаале, когда находились на турецко-сирийской границе в 2015 году и собирали материал о вербовке боевиков в других странах. Мы попытались связаться с ним, но ничего не вышло.
Пропагандистская машина
Под руководством Раяна Машаала агентство Amaq стало очень важным для ИГИЛ.
Среди тех, кто присоединился к этой группе, было много людей и с Запада, полезных с точки зрения распространения пропаганды. Одним из них был погибший Бастиан Алексис Васкес (Bastian Alexis Vasquez, 24 года) из Шиена, который летом 2014 года выступил в пропагандистском видео ИГИЛ на границе между Сирией и Ираком и позднее стал одним из руководителей среднего звена в террористической группировке.
Портал разведки SITE, отслеживающий экстремистскую пропаганду во всем мире, впервые обратил внимание на агентство Amaq во время сражения за приграничный город Кобани в 2014 году, когда боевики ИГИЛ начали распространять в своей среде сообщения Amaq.
Amaq крайне редко давало отрицательные сообщения об ИГИЛ. Но, согласно данным New York Times, это информационное агентство передавало точные сообщения об успешных терактах, казнях, осадах или военных операциях.
Согласно SITE, Amaq не возлагало ответственность на ИГИЛ за теракты, которые были проведены не ИГИЛ, хотя иногда преувеличивало объем вреда, нанесенного ими.
Заранее знало
Amaq было тем агентством, которое сообщало новости о жестокостях ИГИЛ в Сирии, Ираке и на Западе. Оператор Amaq делал съемки, когда ИГИЛ оккупировало Пальмиру и разрушало ее культурные ценности. Amaq делало и распространяло многие из видеоклипов о страшных казнях, когда людям отрубали головы, которые шокировали мировую общественность.
Теракт на рождественском рынке в Берлине 19 декабря прошлого года был одним из многочисленных страшных нападений, о котором Раян Мешаал и его Amaq сообщили всему миру. После теракта Amaq распространило видео, в котором Анис Амри высмеивал Запад и угрожал ему, что также показывает, что Amaq, видимо, еще до этих жестоких актов имел готовый план публикаций.
Когда Раян Мешаал присоединился к ИГИЛ, он в течение ряда лет был очень активен в социальных сетях. Под его руководством Amaq создал собственное приложение, которое можно было скачивать. Оно называлось на арабском языке «Рассвет», было доступно в онлайн-магазине с помощью Google Plays и получило много отзывов после своего запуска.
Кроме того, террористы создали часто обновляемый блог и регулярно посылали сообщения в мессенджере Telegram и в Twitter:
45 тысяч аккаунтов в Twitter
Об объеме пропагандистского аппарата ИГИЛ в социальных сетях, когда террористическая группировка была в самом расцвете, можно судить по материалам исследовательского доклада, подготовленного известным Брукингским институтом в 2015 году.
Из доклада следует, что по меньшей мене 45 тысяч аккаунтов Twitter были связаны с ИГИЛ или управлялись этой группировкой. У многих из них было мало пользователей, но у нескольких было по 50 тысяч последователей.
Многие аккаунты публиковали десятки сообщений каждый день, спекулятивные новости и пропаганду, эти сообщения затем часто пересылались с аккаунта на аккаунт. Twitter закрыл по меньшей мере 18 тысяч аккаунтов ИГИЛ, но в то время это не помешало террористической группировке использовать Twitter как очень важный информационный канал. ИГИЛ и Аль-Каида используют так называемые «боты» — Twitter-роботы, которые автоматически выдают контент. Существуют тысячи таких аккаунтов, и когда один из них блокируют, сразу появляются новые.
Позднее важными коммуникационными каналами стали WhatsApp и Telegram.
«ИГИЛ делает пропагандистские фильмы очень высокого качества, у них есть роботы, которые повторяют контенты друг друга в Twitter и, видимо, хорошо контролируют коммуникации», — заявил исследователь террора Томас Хеггхаммер (Thomas Hegghammer) в беседе с Dagbladet.
Преследование
В период с 25 по 27 мая этого года (коалиция отказалась дать точную дату) Раян Мешаал был убит во время американского авианалета на востоке Сирии.
Удачный авианалет последовал после долгой охоты за Мешаалом и другими пропагандистскими руководителями ИГИЛ из Amaq и другого крыла Nashir Media Foundation — канала ИГИЛ, который считается голосом руководства самой террористической группировки.
Согласно данным CENTCOM, одного из девяти главных центров американского министерства обороны, в период с марта по июль этого года было уничтожено также несколько других важных лиц пропагандистской организации ИГИЛ. США били себя в грудь после этих действий: «Уничтожив этих ключевых персон в руководстве ИГИЛ, мы нарушили способность ИГИЛ создавать и распространять пропаганду и финансировать террор. Это мешает способности ИГИЛ планировать и осуществлять нападения на гражданские объекты в Ираке и Сирии, а также на остальном Ближнем Востоке и на Западе», — говорилось в одном заявлении CENTCOM.
CENTCOM описывал Мешаала и другие цели как «высокопоставленных руководителей и координаторов с большим опытом и хорошим образованием».
«Активность ИГИЛ в социальных сетях заметно снизилась в последнее время», — заявил в июле полковник Райан Диллон (Ryan Dillon), официальный представитель возглавляемой США коалиции, воюющей с ИГИЛ.
«ИГИЛ терпит поражение на всех фронтах. Если мы в состоянии уменьшить их способность действовать на людей, которые хотят присоединиться к этой группировке, и вербовать их, то это является несомненных успехом. Если они уйдут в подполье, то это означает, что они смогут завербовать меньше потенциальных боевиков», — заявил Диллон.
Отступление
Согласно данным коалиции, присутствие ИГИЛ в социальных сетях значительно уменьшилось после уничтожения Раяна Мешаала. Коалиция утверждает, что объем пропаганды ИГИЛ в течение мая уменьшился на 92%, в то время как общий объем пропаганды ИГИЛ, которую коалиция перехватывала в предыдущем месяце, в апреле, был самым маленьким за полгода.
Однако некоторые эксперты более точны, чем шумная американская победная речь.
Американский аналитик террора и IT-эксперт Крис Сэмпсон (Chris Sampson) говорит в беседе с Dagbladet, что ИГИЛ по-прежнему выкладывает большое количество пропаганды, хотя эти действия изменились и несколько уменьшились.
Австралийский исследователь террора Международного центра антитеррора в Гааге Харороу Дж. Инграм (Haroro J. Ingram) заявил, что ИГИЛ по-прежнему распространяет дезинформацию и пропаганду, ориентируясь на группы и области, где у людей мало доступа к другим источникам информации.
Убит вместе с дочерью
Приятель Раяна Мешаала из Алеппо никогда не мог найти хорошего ответа на вопрос о том, откуда у того возникла такая сильная ненависть и злость.
Находясь на службе ИГИЛ, Раян женился на женщине, поддерживающей ИГИЛ, и у них родилась дочь, которая росла в отвратительном квази-халифате в Сирии. Маленькая дочь Раяна была вместе с ним, когда он был убит управляемой американской бомбой. Она стала невинной жертвой преступлений отца.
Приятель Раяна несколько раз пытался побеседовать с другом, находившимся в самом «исламском государстве».
«Магии ИГИЛ было достаточно, чтобы убедить его навсегда покинуть свою семью и друзей. Это было абсолютным требованием. Я несколько раз пытался послать ему сообщение в Facebook после его присоединения к ИГИЛ. Но больше никогда не смог услышать его», — сказал товарищ Раяна в беседе с Dagbladet.
Делал страшные видео
Страшные, профессионально снятые видео людей, которым отрубали головы, и массовых казней были сделаны с помощью оборудования, которое можно купить в супермаркете.
Это в беседе с Dagbladet говорит американский аналитик террора и IT-эксперт Крис Сэмпсон, который несколько лет изучал пропагандистскую машину ИГИЛ.
«Видео изготавливалось с помощью оборудования, которое может достать каждый человек: камеры GoPro, небольшие переносные камеры и смартфоны. Они используют простые переносные компьютеры, которые контрабандой получают из Турции, и делают фильмы в программах, которые бесплатно можно скачать из сети или украсть. Более крупные фильмы делаются в больших городах за пределами районов, контролируемых ИГИЛ. Но вначале пропагандистский материал изготовлялся в Ракке и Мосуле. Сейчас, после падения Мосула, мы видим, насколько снизилась частота выпусков», — говорит Сэмпсон.
Он говорит, что в ИГИЛ по-прежнему есть пропагандистский аппарат, но, как уже сказано, его активность упала.
«Новости Amaq и короткие видеоклипы выходят по-прежнему и распространяются в Twitter, Facebook и других социальных сетях. ИГИЛ создает также и другие пропагандистские сайты в сети, но сейчас их снимают гораздо быстрее, чем раньше, потому что всему происходящему уделяется больше внимания», — говорит Сэмпсон.
Террористы также много потеряли. Посмотрите, например, на «Дабик» — так называется журнал, который они издают. Он получил свое название от важного в религиозном отношении города Дабик в Сирии, который они уже потеряли. Доходов нет, и журнал должен теперь получить новое имя.
Они также больше не могут заявлять, что «халифат» существует или растет, и форма повествования теперь изменилась, теперь речь идет о терактах «одинокого волка» за пределами района ИГИЛ. Раньше они продвигали обе идеи, но теперь речь пошла об отдельных терактах.
— Dagbladet: Насколько важную роль играют боевики, приехавшие из других стран?
— Европейцы, русские и американцы очень важны для пропагандистских материалов ИГИЛ, потому что группировка хочет продвигать идею мультикультурного халифата. Они довольно успешно продвинули идею о том, что открыты для всех, и их не интересует, из какой страны ты приехал. В действительности все, естественно, наоборот. Языковые навыки и цели, ориентированные на международную среду, были правильными. И такие немцы, как Денис Кусперт (Denis Cuspert) и англичане, как Джунайд Хуссейн (Junaid Hussain), были ключевыми фигурами для проведения вербовки и распространения пропаганды на международной арене.