Начиная с 2009 года постепенно Израиль, страна с положительной миграцией, превратился в страну, где количество уезжающих превышает количество прибывших. В 2015 был побит рекорд отрицательной миграции: 17 тысяч человек покинули Израиль, в то время как въехало лишь 8,5 тысяч.
В стране проблема. На этот раз речь не идёт об угрозе безопасности, нехватке жилья или проблемах системы здравоохранения. На этой неделе Центральное статистическое бюро опубликовало тревожные данные, возвратившие на повестку дня обсуждение болезненной проблемы, которую мы зачастую избегаем: разрыв между количеством покинувших и прибывших продолжает расти и достигает максимального значения с 2009 года.
По статистике, в 2015 году страну покинуло 17 тысяч человек, в то время как всего 8,5 тысяч совершили обратное действие, приземлившись в аэропорту Бен-Гурион. Хоть известная поговорка и гласит, что «хорошо скитаться, но лучше возвращаться» (русский аналог — «в гостях хорошо, а дома лучше» — прим. пер.), количество «скитающихся» превышает количество вернувшихся в два раза. Несмотря на бесспорную важность этой проблемы и тревожную тенденцию, непохоже, что опубликованные данные вызвали общественный резонанс. Дискуссии должны были состояться ещё давно, но вместо этого мы все заняты спорами «за Биби» или «против Биби». (Биби — Биньямин Нетаньяху — прим. пер.)
Было бы интересно посмотреть, кто исполнял обязанности премьер-министра в течение того времени, когда качнулось миграционное равновесие, и из положительной миграция стала отрицательной, и также интересно увидеть, какие меры были предприняты (или же не предприняты) для того, чтобы исправить это печальное положение. Хоть и демографический «удар» болезнен, все же это не катастрофа, и будущее страны не подвергается опасности. Тем не менее грустно видеть прекрасных людей, постепенно и последовательно утекающих за море, предпочитая там реализовывать свой потенциал. В конечном итоге, это только наша потеря.