В этом году российская экономика, предположительно, продемонстрирует некоторый рост — впервые за три года. Еще в начале июля Роберт Брайтнер (Robert Breitner), заместитель председателя Германо-Российской внешнеторговой палаты, сказал в Москве: «В первую очередь, в Россию, несмотря на санкции, приходит немецкий малый и средний бизнес. Российская экономика вновь встала на путь роста». Впрочем, введенные недавно США новые антироссийские санкции могут и помешать возобновлению роста ее экономики.
В Берлине эти санкции восприняли очень критически. Поскольку немецкие компании энергетического сектора тесно сотрудничают с Россией и могут также попасть под санкционный удар, правительство Германии, а также деловые круги считают ограничения серьезной атакой на национальные интересы страны. Например, уполномоченный федерального правительства по России Гернот Эрлер (Gernot Erler) констатировал: «Под американские санкции может попасть любое сотрудничество между Европой и Россией в энергетической сфере».
«Северный поток — 2» под угрозой
В особенности это касается российско-европейского проекта «Северный поток — 2», предусматривающего строительство второй ветки одноименного газопровода между Россией и Германией. В случае его отмены Германия рискует утратить роль ведущего распределителя российских энергоносителей в ЕС. Впрочем, не все страны Европы выступают против запрета строительства газопровода: в Италии и на Балканах, например, не забыли, как Германия ранее критиковала проект по строительству аналогичного газопровода «Южный поток», по которому предполагалась транспортировка российского газа по дну Черного моря в Центральную Европу и Италию. В итоге в конце 2014 года Россия заявила об отмене «Южного потока» — не в последнюю очередь, из-за критики со стороны Берлина и Брюсселя.
Страны Балтии и Польша и без того критически настроены к российско-германскому энергетическому сотрудничеству. Помимо этого, Польша, наряду с Украиной, рискует в случае реализации второго «Северного потока» утратить доходы от транзита газа. Потери Украины составили бы при этом около 1,8 миллиарда евро в год.
Примечательно, что президент США Дональд Трамп в начале июля посетил в Варшаве встречу так называемой Инициативы трех морей, целью которой является создание самостоятельного восточноевропейского экономического пространства от Германии до России. В ней участвуют двенадцать стран Восточной и Юго-Восточной Европы, стремящиеся объединить свои усилия в области экономики. При этом они в значительной степени разделяют мнение США как в энергетической, так и в геополитической сфере. Так, в польском городе Свиноуйсьце планируется строительство порта, через который в Европу будет поступать сжиженный газ из Америки. Это должно способствовать снижению зависимости Старого Света от российских энергоносителей.
«В Польше мы узнаем душу Европы»
Варшава рассматривает «Инициативу трех морей», прежде всего, как инструмент против Москвы, но также и против Берлина и Брюсселя. Поляки согласны с Трампом, который, в свою очередь, не скрывает своей симпатии по отношению к авторитарному правительству в Варшаве. В частности, он заявил: «В Польше мы узнаем душу Европы».
В Вашингтоне заметили, что в Крым поступили трубы производства Siemens — в обход антироссийских санкций ЕС. Правительство Германии отреагировало оперативно: в значительной мере по настоянию Берлина были введены новые ограничения в адрес нескольких российских политиков и трех компаний. Это также можно рассматривать в качестве попытки лишить США дополнительных аргументов против сотрудничества немецких предприятий с Россией.
Впрочем, немецкие политические круги тихо смирились с тем, что Крым, вероятно, еще долго будет оставаться частью России. Лишь председатель СвДП Кристиан Линднер (Christian Lindner) нашел в себе силы признать это во всеуслышание. Болезненные санкции против России в любом случае были введены лишь после ее вмешательства в ситуацию на востоке Украины. И все же тот факт, что компания Metro имеет несколько гипермаркетов в Крыму, а у Volkswagen там есть ряд автосалонов, является секретом Полишинеля.
После победы Трампа на президентских выборах в США на некоторое время показалось, что Вашингтон и Москва могли бы значительно сблизиться друг с другом. Однако, введя новые антироссийские санкции, американцы вернулись к жесткой линии по отношению к русским. При этом тот факт, что Трамп скептически настроен к этим ограничениям, мало что меняет. В вопросах отношений с Россией президент по рукам и ногам связан из-за позиции конгресса. Таким образом, у Германии есть шанс в скором времени вновь начать играть роль, которую она уже играла во времена правления Бориса Ельцина, да и при Владимире Путине тоже: роль посредника между Россией и Западом.