Агенты влияния России в Латвии начинают использовать новый метод «мягкой силы». Они заявляют о необходимости возведения противоречиво оцениваемых памятников, способствуют сопровождающей это информационной войне с широким отражением в российских СМИ. В первую очередь якобы должен появиться памятник красным партизанам, в том числе Василию Кононову, которого суд объявил военным преступником.
По всей вероятности, никакие памятники на радость Кремлю в Латвии построены не будут, но учреждения власти и самоуправления должны будут найти правовой способ, чтобы не допустить их появление, а также готовиться к новым поворотам в информационной войне.
Метод «Русского мира»
Изданию «Известия» новый метод разъяснил агент влияния России в Латвии Александр Гапоненко: «Создание таких памятников — один из важнейших инструментов по формированию социальной общности «Русского мира». Поэтому реализация таких проектов необходима, Я, к примеру, предлагаю установить в Латвии памятник погибшим детям, которых убили в концентрационных лагерях или в результате экспериментов нацистских врачей. Ведь погибли около 10 тысяч детей! Такой памятник в перспективе может появиться в Риге».
Ожидается череда провокаций
Новый подход в распространении «мягкой силы» России анонсировал еще один прокремлевский активист. Как сообщает российское информационное агентство ТАСС, «руководитель объединения «Против нацизма» Янис Кузинс объявил о создании фонда, который будет заниматься защитой советских памятников, мемориалов и массовых воинских захоронений и создавать новые монументы». Первым из них станет памятник всем красным партизанам, которые воевали на стороне Советского Союза. «Среди них Василий Кононов, Вилис Самсонс, Отомарс Ошкалнс и многие другие. Если учреждения власти Латвии и НАТО прославляют «лесных братьев» и латышских легионеров Waffen-SS, то необходимо вспомнить о красных советских партизанах, боровшихся против нацизма на территории страны», — сказал Кузинс.
Ни Гитлеру, ни Сталину
Несмотря на то, что в Рижской думе большинство депутатских мест у партии «Согласие», заключившей договор с правящей партией России, появление в столице Латвии посвященного военному преступнику памятника почти невозможно. Это был бы международный скандал. Василия Кононова таковым признали судебные инстанции Латвии и Европейский суд по правам человека. Члены возглавляемой Кононовым партизанской группы в 1944 году в селе Малые Баты безжалостно убили собственных соседей — девять мирных жителей, шестеро из которых были сожжены. В их числе — три женщины, у одной из которых приближались роды.
Однако в Латгале по-прежнему есть люди, в сознании которых Кононов герой. И неудивительно, что Кузинс со своей провокацией «Русского мира» планирует обратиться к самоуправлениям Резекне, Даугавпилса, Зилупе и Карсавы.
Но даже в том случае, если местные депутаты надумают помочь России в распространении ее «мягкой силы» и в информационной войне против нашего государства, есть закон, который делает такие действия недопустимыми, — это Конституция Латвийской Республики. Об этом Nеatkarīgā напомнил политик и эксперт по вопросам обороны Вейко Сполитис. 3-й абзац преамбулы Основного закона государства звучит так: «Народ Латвии не признавал оккупационные режимы, сопротивлялся им и обрел свободу, восстановив 4 мая 1990 года государственную независимость на основе непрерывности государства. Он чтит своих борцов за свободу, поминает жертв чужих властей, осуждает коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и их преступления».
Это означает, что ни Гитлеру, ни Сталину памятники устанавливать нельзя, их подчиненным — тоже. Другой вопрос в том, что Россию и ее агентов Конституция Латвии мало интересует.