Протестующие в Эр-Рифе (горный хребет на севере Марокко — прим. ред.) требуют, чтобы европейцы оказывали им помощь, поскольку им выгодно вкладываться в их развитие. Европа не осознает геополитическую роль Марокко и игнорирует значимость этой страны в целях снижения рисков в области безопасности на африканском континенте.
Европа по большей части несет ответственность за нищету в Марокко, если рассматривать положения документа, в котором изложены требования жителей деревень в адрес властей. Возвращаясь к идее создания евро-средиземноморского партнерства в течение последней четверти века, особенно после Барселонской конференции 1995 года по сотрудничеству между двумя берегами Средиземного моря, Европейский союз ощущает потребность в развитии. Это принесет огромную пользу и странам Северной Африки, и Европы в экономической, социальной, культурной сферах, а также в области безопасности!
Тем не менее Европа медлила и прибегала к различным отговоркам, сосредоточившись на факторах безопасности и деятельности в сфере культуры, и пренебрегла сутью ситуации, которая стала тупиковой. Очевидно, что интеллигент, который может поехать в европейскую страну на семинар, захочет найти в ней убежище в том случае, если он прибыл не из процветающего района, где может вести беззаботную жизнь.
Мы говорим примерно о пяти миллионах и около 800 тысячах квадратных километров, которые составляют 42% от общей площади стран арабского мира, и имеют прибрежную полосу, протяженностью в 5,5 тысяч километров. Тем не менее площадь обрабатываемых земель по-прежнему невелика по сравнению со всей имеющейся территорией и поэтому нуждается в расширении. Страны Магриба обладают природными запасами нефти и газа в Ливии, Алжире, а также фосфата, железа и свинца в Марокко, Тунисе и Мавритании.
В Магрибе природные богатства находятся под землей. Так, в Марокко находится 34% мировых запасов фосфатов. Кроме того, существует множество источников дохода от производства таких сельскохозяйственных культур, как маслины и цитрусовые, а в Мавритании доход приносят также охота и рыболовство.
Если говорить о протестном движении в марокканских деревнях, то общество было в целом озабочено требованиями жителей Аль-Хосеймы, поскольку поднятая ими проблема задела чувства марокканцев в отношении своих семей и представляла для них наибольшую важность.
Что касается расстановки сил в движении, то наиболее активной является элита, однако она не способна в рамках партий контролировать движение народных масс.
Общественное сочувствие к движению увеличилось, когда в документ были включены положения, выражающие интересы всех марокканцев. Марокканские власти напоминают движению о событиях в феврале 2011 года, когда королевскому дворцу удалось противостоять протестам, не предприняв никаких мер в сфере политики и экономики.
Протестующие в сельской местности требуют, чтобы им помогли европейцы, поскольку им выгодно стимулировать их развитие. Они не осознают геополитическую роль Марокко и игнорируют значимость этой страны в целях снижения рисков в области безопасности на африканском континенте. Здесь можно вспомнить, что Уильям Перри, бывший министр обороны США при администрации президента Билла Клинтона сказал, что линия защиты безопасности США сместилась с центра европейского континента к его южной части, в том числе к южному берегу Средиземного моря.
Европейцы заявили о своей решимости противостоять миграции из стран Магриба посредством сотрудничества и развития этого региона. Широко распространились такие явления, как терроризм, наркотики и услуги по нелегальной миграции, или так называемой тайной иммиграции.
Европейцы понимают необходимость всестороннего развития в странах Магриба, чтобы избежать или минимизировать эти явления. Прогресс в родных странах мигрантов и тех, кто хочет мигрировать, является единственным способом, способным остановить увеличение масштабов миграции.
Главной причиной, по которой жители Магриба едут в Европу, является нищета. Невозможно себе представить, что основной сельскохозяйственной деятельностью в регионах, охваченных протестами, становится производство каннабиса, то есть марихуаны («банго»), с помощью которого достигаются приемлемые условия жизни среди сельского населения. Вскоре это может привести к тому, что популярным требованием станет прекращение преследования тех, кто занимается выращиванием каннабиса и продажей «банго».
Благодаря этому «товару» тысячи семей имеют возможность прокормить себя, и ситуация не изменится, пока им не будет предложена альтернативная работа в рамках проектов по развитию. Европейцам будет не сложно сотрудничать с марокканским государством, чтобы использовать сельскохозяйственный потенциал региона для достижения самообеспеченности страны в плане продовольствия, производства товаров для экспорта и корректировки дисбалансов в рыболовном секторе.
Международный валютный фонд наряду с европейцами, которые установили параметры инвестиционного регулирования, ввел против Марокко несправедливые экономические меры в рамках так называемой «либерализации». Эти меры как обычно усугубили экономическую ситуацию в марокканском обществе, и бедные стали еще беднее.