Распространение фальшивых новостей, провоцирование «войны памятников», попытки представить стремление к энергетической независимости проявлением русофобии, операции интернет-троллей, использование польского меньшинства на Украине, взлом электронной почты представителей правительства и оппозиции — все эти инструменты, как объясняют эксперты, могут быть использованы внешними игроками (в первую очередь, Кремлем) для дестабилизации отношений меду Варшавой и Киевом.
Россия хочет выставить нас русофобами
Мачей Заневич (Maciej Zaniewicz) — главный редактор портала Eastbook.eu:
Россия старается доказать, что Киев должен подчиниться Москве, иначе ему угрожает хаос, поскольку демократизация и прозападный курс — это пустые мечты. Раз Украина выбрала Запад, Кремль обрек ее на хаос. Для нас это означает активизацию торговли людьми, нелегальной иммиграции, контрабанды оружия и наркотиков. Польша заинтересована в том, чтобы дружественное и исправно функционирующее украинское государство занялось решением этих проблем. Речь не о романтике, а о реальных интересах.
Польша — та страна, которой больше других членов ЕС нужна стабильность Украины, поэтому Россия может сделать две вещи: добиться, чтобы к власти у нас пришли пророссийские силы, или пошатнуть позицию нашей страны в Евросоюзе. Первая стратегия выглядит нереальной, а вторая уже последовательно претворяется в жизнь. В ближайшее время можно ожидать новых протестов в связи с законом о декоммунизации и новых российских провокаций, например, возобновления следствия по Катынскому преступлению.
Зачем все это нужно? Цель одна: спровоцировать Варшаву на регулярные антироссийские выступления и убедить другие страны ЕС, что поляки — просто русофобы, к которым не стоит прислушиваться, а лучший выбор — смириться с хаосом на Украине, наладить отношения с Россией и построить «Северный поток — 2». Что нам остается? Не провоцировать россиян лишний раз, конструктивно реагировать на все их попытки представить нас в образе русофобов, а одновременно поддерживать Украину, ведь нас связывают с ней общие интересы.
Российская пропаганда разжигает эмоции
Адам Лелонек (Adam Lelonek) — директор Центра изучения пропаганды и дезинформации:
Внешняя политика служит выполнению одной из важнейших задач государства, помогая обеспечить безопасность граждан и рост их благосостояния. Дипломатия продвигает интересы, выступающие суммой наших возможностей, ожиданий, приоритетов и ограничений в отношениях с другой стороной.
Основная цель российской пропаганды в Польше — перевести политическую дискуссию на уровень эмоций. В теме Украины России удалось одержать успех. Ключевым фактором стало обращение к дискурсу, адаптированному под разные круги. Здесь мы видим искажение фактов, использование стереотипов, страхов, узкого понимания патриотизма, идеологических и экономических вопросов.
В польском информационном пространстве распространением этих тем занимаются игроки, которые находятся как внутри Польши, так и за ее пределами. Россия делает упор на историческую сферу, однако, Кремль и другие силы могут использовать дезинформацию или пропаганду для достижения более масштабных стратегических целей. Когда диалог между Варшавой и Киевом становится менее активным, другие силы получают возможность заработать или укрепить свою позицию за счет ослабления Польши.
Энергетическая независимость — проявление русофобии
Войчех Якубик (Wojciech Jakóbik) — главный редактор портала Biznesalert.pl:
Энергетика — привлекательная сфера для проведения пропагандистских операций. Мы знаем, что ключевое значение для стабильности российского бюджета имеет экспорт нефти и газа. С другой стороны, углеводороды стали инструментом для обретения политического влияния в тех странах, которые зависят от российских поставок. В связи с этим кремлевская пропаганда призывает жителей этих государств отказаться от альтернативных источников энергоресурсов.
В Европе российская активность заметна на разных уровнях: это протесты против сланцевого газа, в связи с которыми появилась масса материалов, убеждающих, что безопаснее всего продолжать покупать российское сырье, а также распространение тезиса, будто любые альтернативы (СПГ из США, поставки из Норвегии) экономически невыгодны. Любопытно выглядит риторика пропагандистов: в России и таких странах, как Польша, они продвигают тезис, что все это чисто экономические вопросы, а любое стремление к энергетической независимости — проявление русофобии.
Идеи, появляющиеся на страницах российских газет, проникают в высказывания разного рода «экспертов», которые забывают порой о журналистском профессионализме. Авторы пропаганды пользуются тем, что энергетическая безопасность — это сложная тема, в ее комментировании легко скатиться к эмоциям и популярным в прессе мифам, которые не имеют ничего общего с действительностью.
Армия под прицелом интернет-троллей
Дариуш Матерняк (Dariusz Materniak) — главный редактор польско-украинского портала Polukr.net:
Предметом интереса так называемых интернет-троллей стали практически все сферы польско-украинских отношений. Легко заметить, что в центре внимания оказались исторические вопросы. Одновременно мы наблюдаем не менее активные попытки нанести удар по тем областям, в которых сотрудничество Украины и Польши развивается особенно успешно.
Разумеется, эта инициатива привлекла внимание интернет-троллей. Объектом атак, принявших форму шквала негативных комментариев, стали, в частности, страницы многонациональной бригады в социальных сетях. Такая активность наблюдается также в комментариях к публикациям на тему этого подразделения или польско-украинского военного сотрудничества в целом. На первый план выходят исторические темы, связанные с польско-украинскими конфликтами периода Первой и Второй мировой войны и даже XVII века, а читателей пытаются убедить в том, что подобные проекты не имеют смысла или даже противоречат интересам польского государства.
Партия «Гражданская оборона» готовит с Киевом переворот в Варшаве
Анджей Козловский (Andrzej Kozłowski) — главный редактор портала CyberDefence24.pl:
Киберпространство — это огромное поле возможностей для сил, которые занимаются дезинформацией и дестабилизацией. Один из методов, к которым может обратиться потенциальный противник — это кража данных с серверов правящей партии или оппозиции, указывающих на их тесное взаимодействие с украинцами.
Это могут быть, например, письма представителей оппозиционного движения, просящих совета, как устроить Майдан в Варшаве. Такие документы не обязательно должны быть настоящими, их можно сфабриковать и обнародовать вместе с реальными. Сервис Wikileaks по просьбе Кремля наверняка согласится их опубликовать. Похожие операции могут быть направлены против бывших и действующих членов «Гражданской платформы», работающих на Украине: нас постараются убедить, будто их сотрудничество с киевским руководством нацелено на свержение власти в Польше.
Ложь, эмоции и болевые точки
Войчех Покора (Wojciech Pokora) — журналист польской версии портала StopFake:
Недавно StopFake обнародовал результаты проекта по выявлению прокремлевской дезинформации в СМИ, участие в котором принимали представители Украины, Польши, Чехии, Молдавии, Словакии и Венгрии. Один из основных выводов исследования гласит, что российская пропаганда использует во всех странах Восточной и Центральной Европы одни и те же инструменты, лишь меняя расстановку акцентов в зависимости от специфики региона. Ее основные орудия — это подтасовка фактов, разжигание эмоций при помощи ударов по болевым точкам разных народов, провоцирование конфликтов между соседями и внутри каждой страны.
Результаты нашего исследования подтвердил Правительственный центр безопасности, который опубликовал собственный доклад на тему российской дезинформации. Из него следует, что Россия стремится спровоцировать конфликты между членами НАТО и ЕС, дискредитировать систему демократических и европейских ценностей, ослабить процесс трансатлантической интеграции и сотрудничества, а также расширить сферу влияния Кремля в Европе.
Компьютеры-зомби в Киеве и Варшаве
Камиль Гапиньский (Kamil Gapiński) — сотрудник фонда «Безопасное киберпространство»:
В операциях, призванных оказать воздействие на польскую общественность, все чаще используются инструменты, которыми традиционно пользуются киберпреступники. Механизмом с большим разрушительным потенциалом, который может послужить для распространения фальшивой информации, выступает ботнет — сеть взломанных устройств, которые называют иногда «компьютеры-зомби».
Силы, которые запускают кампании по дезинформации, зачастую располагают большими возможностями для проведения ударов по телеинформационным сетям. Это означает, что они могут усиливать воздействие таких операций. В контексте взаимоотношений Польши и Украины можно представить себе такую провокацию, в ходе которой в польском информационном пространстве появятся ресурсы, выдающие себя за украинские. В таких ситуациях очень сложно понять, есть ли у такой активности искусственный источник, стоят ли за ней силы, стремящиеся разрушить отношения между Варшавой и Киевом.
Провокации, связанные с памятниками
Ольга Солаж (Olga Solarz) — антрополог, сотрудница Высшей Восточноевропейской школы в городе Пшемысль:
Стремясь спровоцировать конфликт между Польшей и Украиной, Россия прибегает к информационно-психологическим операциям, устраивая, например, провокации, которые воздействуют на эмоциональную сферу и вызывают ожидаемые реакции.
В последнее время такой конфликтной областью стали мемориальные объекты. В 2014-2016 годах на польской территории разрушили два памятника бойцам УПА (запрещенная в РФ организация — прим. ред.). Вдохновителем этих инцидентов мог выступать Кремль, а отсутствие реакции со стороны польского руководства и положительная реакция на такие действия со стороны интернет-пользователей лишь придала их инициаторам смелости.
На Украине в ответ начали уничтожать польские монументы, а в апреле 2017 года активисты польского Национального движения демонтировали памятник УПА в селе Грушовице. Тогда украинский Институт национальной памяти остановил процесс легализации польских мемориальных объектов на украинской территории. «Война памятников», которую, используя тему национального достоинства наших двух народов, спровоцировала третья сторона, стала очередным кирпичом в стене, разделяющей поляков и украинцев.
Польское меньшинство на Украине
Агнешка Савич (Agnieszka Sawicz) — сотрудница исторического факультета Познаньского университета:
Наши политики совершают большую ошибку, недооценивая роль польского меньшинства в двусторонней политике. Нужно не подчеркивать отличия этих людей, а разработать программу, которая укрепит их позицию в своем окружении, удержать на Украине молодых думающих европейцев, которые смогут создать гражданское общество, а со временем — повлиять на политику и придать стратегическому партнерству реальную форму.
Существует риск, что польское меньшинство станет мишенью для сил, которые пытаются посеять рознь между Польшей и Украиной. Попытки изобразить его пятой колонной, распространение небылиц о том, что Польша хочет вернуть себе утраченное имущество или даже требует Львов, в сочетании с дискуссиями на тему Волынской резни опасным образом стирают границу между нерешенными проблемами общей истории с иллюзиями ультраправых кругов. У польского меньшинства были шансы стать посредником в налаживании хороших отношений, но оно может превратиться в символ вражды, чем наверняка воспользуется Россия.