Правительство намерено подписать конвенцию о ликвидации всего ядерного оружия в мире. Но чтобы подписание имело юридическую силу, его должен одобрить парламент — а там идея встретила серьезное сопротивление.
«Это отлично играет на руку Путину. Это значит не просто сказать „нет“ НАТО. Это значит сделать невозможным вступление в НАТО на необозримый срок и парализовать самих себя с точки зрения безопасности», — говорит председатель оборонной комиссии Аллан Видман (Allan Widman).
Спикер по вопросам обороны партии Христианские демократы Микаэль Оскарссон (Mikael Oscarsson) описывает конвенцию как «фатальный выстрел в воздух».
«Конечно же, мы против ядерного оружия, но это все очень серьезно и не имеет ничего общего с реальностью».
Svenska Dagbladet: Почему нет?
Микаэль Оскарссон: Причина, по которой Финляндия не хочет в этом участвовать — подписание лишает страну опции вступления в НАТО. США не сможет больше защитить Швецию, если мы подпишем конвенцию, и не сможет участвовать, например, в учениях «Аврора».
Конвенция о полном ядерном разоружении откроется для подписания в Нью-Йорке 20 сентября. Как заявила министр иностранных дел Маргот Валльстрём (Margot Wallström) газете SvD, «ядерное оружие — особенно большая угроза человечеству», «нынешнее разоружение проходит слишком медленно» и «нужны новые инициативы».
«Отношение Швеции и правительства к такому оружию хорошо известно уже давно», — сказала министр иностранных дел.
Согласно внутреннему документу МИДа, к которому SvD получила доступ, правительство в ходе переговоров о конвенции стремилось «прояснить шведскую позицию как естественный элемент устоявшейся шведской политики безопасности».
«Заинтересованность Швеции в этом деле представляется логичной в свете традиционной шведской политики в поддержку глобального разоружения, участия в гуманитарных вопросах и того, что Швеция в принципе не остается в стороне от многосторонних переговоров ООН».
«Есть риск, что конвенция разрушит двусторонние оборонные соглашения с важными странами НАТО», — сообщил источник SvD.
Маргот Валльстрём сказала газете SvD:
«Наш первый анализ показывает, что наши дву- и многосторонние оборонные сотрудничества запрет на ядерное оружие не затронет».
По словам Валльстрём, правительство сейчас собирается «провести основательный анализ последствий конвенции». В дискуссионной статье в SvD министр иностранных дел недавно писала, что работа ведется «в направлении подписания».
«Вопрос в том, какие подспудные оценки были сделаны. Что скажут министерство обороны и вооруженные силы, как это повлияет на наши отношения с партнерами. Все эти вещи правительство обязано прояснить», — считает спикер умеренных по вопросам обороны Ханс Валльмарк (Hans Wallmark).
В парламенте правительство, состоящее из представителей социал-демократов и умеренных, может также рассчитывать на поддержку Партии левых. Но чтобы принять законопроект, который ратифицирует конвенцию и сделает ее юридически действительной, требуется поддержка минимум еще одной партии — напрямую либо через голоса воздержавшихся.
По сведениям SvD, на этой неделе МИД пригласило на беседу с госсекретарем Анникой Сёдер (Annika Söder) Партию Центра и Умеренную коалиционную партию, чтобы попытаться укрепить позицию социал-демократического и умеренного правительства.
Ханс Валльмарк (Умеренная партия) заявил SvD:
«Мы изначально очень скептически настроены. Это может вызвать дисгармонию в отношениях с нашими традиционными союзниками».
Svenska Dagbladet: По какой причине?
Ханс Валльмарк: Из стран-членов ЕС, кроме Швеции, лишь Австрия и Ирландия активно продвигали этот процесс. Было бы очень печально, если бы правительство просто поставило парламент перед уже свершившимся фактом.
Центр считает, что правительство правильно поступило, начав участвовать в переговорах о полном ядерном разоружении.
«Важно, что мы работаем над разоружением и ликвидацией ядерного оружия, но мы должны решать этот вопрос так, чтобы случайно не отдать оружие в руки тем, кто нам угрожает. Сейчас мы хотим ознакомиться с оценками правительства», — сказала Керстин Лундгрен (Партия Центра), член комиссии по иностранным делам, газете SvD.
«Шведские демократы» не ответили на вопросы SvD о конвенции.
122 страны проголосовали за глобальное разоружение
Переговоры по поводу тотального разоружения закончились в Нью-Йорке в начале июля.
Швеция стала тогда стала одной из 122 стран ООН, проголосовавших «за». Большинство других стран были из Африки, Азии и Латинской Америки.
В качестве следующего шага каждая нация должна определиться, будет ли подписывать конвенцию или воздержится от этого.
Ядерные державы бойкотировали процесс переговоров. Единственная страна НАТО, которая в них участвовала — Нидерланды — проголосовала отрицательно, мотивируя это тем, что конвенция не согласуется с членством в оборонном альянсе, в котором атомное оружие является частью ядерной стратегии сдерживания.