Через проделанное во льду толщиной полтора метра отверстие два маленьких батискафа опустились на глубину до 4200 метров, поддерживая связь с Северным полюсом, и при помощи механического манипулятора установили российский флаг из титана. Это было 2 августа 2007 года.
Глубоководные аппараты назывались «Мир-1» и «Мир-2», и, учитывая их название, не предвещали никаких конфликтов. Однако российский триколор на дне океана, а также заявления участников научной экспедиции, находившихся на борту батискафов, 2 августа десять лет назад вызвали шквал возмущения со стороны других стран, присутствующих в арктическом регионе вместе с Россией. Речь идет о Канаде, Соединенных Штатах, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии. При помощи этой провокационной установки флага Москва дублировала запрос, обращенный к ООН (все еще находившийся на тот момент на рассмотрении): Россия убеждена, что подводный хребет Ломоносова напрямую соединяет Северный полюс и материковую часть России. То есть утверждает, что с точки зрения геологии это территория России.
Российский флаг на Северном полюсе
В то время Владимир Путин хотел положить этим спорам конец: «Американцы же тоже поставили свой флаг на Луне, ну и что? Почему это вас не встревожило? Луна же от этого не перешла к Соединенным Штатам». Однако спустя 10 лет после «завоевания» Северного полюса на борту «Мира» Артур Чилингаров, известный российский исследователь полюса, не питает никаких сомнений: ООН признает его правоту. «Решение, — отмечает ученый, — за комиссией ООН, и если не будет никаких политических игр, к 2020-2023 году мы получим международные права на Арктику на территорию в 1,2 миллионов квадратных километров». В этом случае Россия может расширить эксклюзивную экономическую зону на Северном полюсе до более чем 200 тысяч морских миль, признанных за ней Конвенцией ООН по морскому праву.
В процессе ожидания Москва намерена занять первое место в гонке за арктическим золотом, которая станет для нее новым достижением. Как давно уже писал американский писатель Алекс Шуматофф (Alex Shoumatoff), если бы мир был апельсином, состоящим из 18 долек, сходящихся на Северном полюсе, то России причиталось бы восемь, а Соединенным Штатам — только один с ее кусочком Аляски, выходящим за пределы Полярного круга. Однако сокровища Арктики — это не только нефть, природный газ (22% мировых природных ресурсов, которые еще предстоит открыть) и алмазы, добычу которых облегчит глобальное потепление. Как продемонстрировал рекорд, поставленный не так давно танкером «Кристоф де Маржери», транспортировавшим сжиженный природный газ (это первый танкер, способный самостоятельно пробивать себе путь во льдах без помощи ледокола) вторым крупнейшим сокровищем Арктики является Северный морской путь — торговый коридор, который благодаря климатическим изменениям становится очень конкурентоспособным, так как сокращает сроки перевозок из Атлантики в Тихий океан и снижает их стоимость.
Это немало, ведь Кремль уже много лет мобилизует свои силы, укрепляя контроль над регионами, находящимися за пределами Полярного круга и составляющими 20% российской территории. В этих регионах проживают два миллиона граждан страны. Отстаивание роли лидера в Арктике сопровождается заметным увеличением военного присутствия: «Национальной безопасности, — утверждается в новой стратегической доктрине ВМФ, подписанной Путиным в июле, — угрожает стремление США и их союзников контролировать океаны, в том числе Арктику. На Российскую Федерацию осуществляется экономическое, политическое, юридическое и военное воздействие, целью которого является снижение ее эффективности и ослабление контроля над Северным морским путем». В число принятых контрмер вошло строительство новых объектов, открытие старых советских баз, расположенных вдоль российского арктического побережья от Земли Франца-Иосифа до острова Врангеля для поддержки военных кораблей и службы береговой охраны, подчиненной службе безопасности (ФСБ) и торговому флоту; расширение северного флота, инвестиции в новое вооружение, а также военные учения, во время которых впервые в истории российские десантники высадились непосредственно на Северный полюс.
В тонкой игре за влияние в Арктике к тому значению, которое Москва придает защите своих границ и экономических интересов, примешивается вопрос соблюдения международных соглашений. Ведь ясно, что на севере невозможно гарантировать безопасность и надежность без конструктивного сотрудничества с другими странами региона. «Арктика не прощает пренебрежительного отношения, — отмечал на конференции в Санкт-Петербурге Сергей Франк, президент Совкомфлота. — Как всегда говорит Чилингаров, Арктика и ее суровый климат сближают людей. Арктика была, есть и будет территорией взаимодействия».
Путешествие «Кристофа де Маржери»
Русские знают, что им необходим партнер как раз в области экономического развития, чтобы получить доступ к технологиям, инвестициям, рынкам, которые бы служили опорой в развитии Арктики. В сущности, название танкера, который на прошлой неделе бросил якорь в южнокорейском городе Бореонге через 19 дней после путешествия в Хаммерфест в Норвегии, является весьма символичным: француз Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie), возглавлявший одну из наиболее активно работающих в России компаний, погиб в октябре 2014 года в московском аэропорту Внуково, когда его самолет при взлете задел снегоуборочную технику. Де Маржери возвращался в Париж после обсуждения с премьер-министром России Дмитрием Медведевым вопроса инвестиций и санкций. Компания Total совместно с российской компанией Novatek, китайской Cnpc и фондом Шелкового пути являются участниками гигантского проекта, в рамках которого из месторождений на Ямальском полуострове добывается сжиженный природный газ. Его отправляют на азиатские и европейские рынки.
Сто лет назад у Руаля Амундсена ушло три года на путь от Норвегии до Аляски через Северо-Западный пролив. Сегодня потепление в Арктике и уменьшение плотности льда стремительно сокращают оба северных маршрута, которые однажды могут стать доступными круглый год. Путешествие «Кристофа де Маржери» обозначило новый шаг вперед в доступе к Арктике: своим стальным носом раньше других 15 похожих танкеров, находящихся в разработке, он способен без ледокола справиться со слоями льда толщиной более двух метров, двигаясь на скорости, позволяющей на 30% быстрее преодолеть маршрут по сравнению с путешествием через Суэцкий канал. Российский северный путь представляется миру новым большим энергетическим коридором.
Соперник Суэца
«Это не означает, что Арктика станет новым Панамским или Суэцким каналом, — объяснял на конференции в Санкт-Петербурге швед Фредерик Паулсен (Frederik Paulsen), член Российского географического общества, — потому что для коммерческого использования этого маршрута остается неразрешенным еще целый ряд задач. Для развития новых технологий необходимо время, а экипажей, обладающих необходимыми характеристиками для прохождения в арктических водах, не так много. Большую часть морского дна еще необходимо нанести на карту, те же самые климатические изменения вызывают постоянные трансформации, а, когда ломается лед, это скорее создает больше опасностей, чем снижает их количество». Для того чтобы навигационный путь через Арктику был надежным и конкурентоспособным, предстоит проделать еще много работы. То же самое можно сказать и об эксплуатации ее энергетических ресурсов и достойного управления ими, что, помимо дорогостоящих и порой даже недоступных технологий (цена за нефть в 50 долларов за баррель не может покрыть стоимость разработок в столь сложных водах), вызывает еще и тревогу у защитников окружающей среды. Точно так же в этом плане Россия, встав на этот путь между рисками для окружающей среды и экономическими и коммерческими возможностями, балансирует на очень тонкой грани, потому что глобальное потепление, открывающее доступ в Арктику, станет и ее катастрофой. Здесь климатические изменения происходят быстрее, чем в остальном мире: «Как канарейки в старых угольных шахтах, — отмечает Паулсен, — Арктика и Антарктида — это наша система сигнализации. Сегодня они нам совершенно ясно указывают, что на Земле происходят радикальные изменения окружающей среды».