Российские инженеры завершили ключевую фазу строительства моста, который должен связать аннексированный Крымский полуостров с материковой частью России.
Гигантская железнодорожная арка весом в 6 тысяч тонн была установлена на высоте 35 метров над уровнем моря. В операции по ее установке приняли участие несколько сотен рабочих и инженеров.
Первые машины поедут по этому мосту, длина которого составит 19 километров, уже в конце следующего года, а поезда запустят в 2019 году. Мост через Керченский пролив стал ключевой составляющей плана Кремля по интеграции Крыма, захваченного у Украины в марте 2014 года в рамках стремительной военной операции. Международное сообщество до сих пор считает Крым частью территории Украины, и после его аннексии Запад ввел санкции против крымских чиновников и компаний.
Крым соединяется с Украиной узким перешейком, а от России его отделяет Керченский пролив. В настоящее время попасть в Крым из материковой части России можно либо на самолете, либо на пароме, отправку которого часто отменяют из-за плохой погоды.
Для России мост через Керченский пролив является, с одной стороны, необходимостью, поскольку он обеспечит беспрепятственное сообщение с аннексированным полуостровом, с другой стороны — символическим шагом, призванным продемонстрировать, что Москва не собирается в ближайшее время уступать контроль над Крымом. Российские чиновники надеются, что этот мост позволит увеличить число российских туристов, отдыхающих в Крыму, и существенно упростит доставку крымских вин и другой продукции в материковую часть России.
Длина железнодорожной арки составляет более 200 метров, а ее высота позволяет любым кораблям беспрепятственно проходить под ней. Установка автомобильной арки запланирована на сентябрь. Строительство этого моста называют самым сложным строительным проектом в истории России. Это будет самый длинный мост на территории России, а его стоимость составит примерно 3 миллиарда долларов.
Строительство этого моста представляет собой реализацию планов, которые обсуждались более 100 лет, начиная с предложения, сделанного в 19 веке одним британским консорциумом, построить железную дорогу, ведущую из Лондона в Индию через Крым.
Проекты этого моста разрабатывались и в 1930-х годах в рамках стремительной индустриализации Иосифа Сталина, а в 1942 году, когда Крым находился под контролем нацистов, они начали строительство моста, но наступление Красной армии помешало им завершить его. В конце Второй мировой войны Советский Союз построил железнодорожный мост через пролив, но спустя несколько месяцев он рухнул.
Позже от планов строительства моста пришлось отказаться из-за чрезвычайно высокой стоимости, а также из-за сложных геологических и погодных условий.
После аннексии Крыма российские чиновники рассматривали различные варианты налаживания сообщения между полуостровом и материковой Россией, включая строительство туннеля, но в конечном итоге они сделали выбор в пользу моста.
Строительство моста контролирует Аркадий Ротенберг, миллиардер, который в прошлом был напарником Владимира Путина по дзюдо и который часто получал право на реализацию масштабных строительных проектов в период правления его старого друга.
По словам Ротенберга, дело здесь не только в деньгах: «Кроме финансовой прибыли, которая в бизнесе, конечно же, является признаком успеха, я хочу, чтобы этот проект означал что-то для будущих поколений», — сказал он в интервью российскому телевидению в прошлом году.
Россия настаивает, что аннексия Крымского полуострова была ответом на устремления местных жителей, подавляющее большинство которых проголосовали за присоединение к России в ходе референдума 2014 года, который международное сообщество сочло нелегитимным. С тех пор правозащитные группы неустанно критикуют российское руководство за ограничения свободы слова в этом регионе, а представители местного сообщества крымских татар сообщают о нападениях и арестах.