Лоббист и бывший офицер Советской Армии Ринат Ахметшин, беседовавший с высокопоставленными сотрудниками предвыборного штаба Трампа на скандальной прошлогодней встрече, дал показания ведущему расследование большому жюри, о чем сообщили хорошо информированные источники.
Ахметшин давал показания под присягой в пятницу 11 августа в течение нескольких часов. Это свидетельствует о том, что специальный прокурор Роберт Мюллер считает эту состоявшуюся в 2016 году встречу важной для своего расследования, в ходе которого изучаются связи между предвыборным штабом Дональда Трампа и Россией.
Встреча, прошедшая 9 июня 2016 года в Башне Трампа в Нью-Йорке, оказалась в эпицентре политической бури, когда выяснилось, что старшему сыну Трампа Дональду была обещана информация и документы, обличающие соперницу его отца на президентских выборах Хиллари Клинтон. «Если речь пойдет об этом, мне это нравится», — так Трамп-младший ответил по электронной почте на предложение провести встречу.
Мюллер, назначенный спецпрокурором в мае месяце, имеет широкие полномочия от Министерства юстиции для расследования возможных связей и взаимодействия между предвыборным штабом Трампа и российским государством, а также для решения тех вопросов, которые могут появиться в результате следствия. Он также может выдвигать уголовные обвинения. Президент назвал данное расследование охотой на ведьм.
Трампу-младшему было сказано, что предложение о предоставлении компромата на Клинтон является частью той поддержки, которую российское правительство оказывает его отцу в борьбе за президентский пост. Команду Трампа критикуют за то, что она не сообщила об этом предложении в ФБР.
На встрече 9 июня также присутствовал зять Трампа Джаред Кушнер, ныне занимающий высокий пост в Белом доме, и другие персоны. Среди них были российский юрист Наталья Весельницкая и Ахметшин, который получил американское гражданство, но сохранил российский паспорт и регулярно бывает в Москве.
Давая интервью Financial Times, Ахметшин отказался комментировать свои показания большому жюри.
«Я не знаю, о чем вы говорите. Я не буду ничего комментировать», — сказал он, добавив, что «с уважением» относится к расследованию Мюллера и обещает полное содействие в любых других расследованиях. Пресс-секретарь аппарата спецпрокурора Питер Карр также отказался от комментариев.
Ахметшин изложил детали июньской встречи, заявив, что Весельницкая принесла с собой досье, повествующее о том, «как грязные деньги оказались на Манхэттене, и как они использовались для проведения политических кампаний».
По его словам, Весельницкая обсуждала кремлевский запрет на усыновление американцами детей из России. Москва ввела этот запрет после того, как США в 2012 году приняли закон Магнитского, накладывающий санкции на некоторых российских чиновников, а потому разозливший Кремль, который пообещал ответные действия.
Ахметшин и Весельницкая активно критиковали этот закон.
По словам лоббиста, на встрече он поднял вопрос о российско-американских отношениях. Он заявил, что американское правительство «ни разу не проверяло» детали дела, которое стало главной причиной принятия закона Магнитского.
Трамп-младший вначале говорил, что на встрече речь шла в основном об усыновлении, но это вызвало сомнения, так как его утверждения опровергаются показаниями других людей, а также его собственными заявлениями, прозвучавшими позднее. Впоследствии он заявил об отсутствии «существенной информации» касательно российской поддержки Клинтон. Давая показания в сенате 24 июля, Кушнер назвал эту короткую встречу «пустой тратой времени», заявив, что ничего не знает о том, предлагались ли на ней и передавались ли какие-то документы.
«Он провел в суде много часов, — сказал один знакомый с сутью этого дела человек. — Вряд ли это весело — оказаться под перекрестным огнем».
Ахметшин привлек к себе внимание на Капитолийском холме еще до того, как стало известно о его участии во встрече в Башне Трампа. Юридический комитет сената во главе с Чаком Грассли изучает вопрос об американском гражданстве Ахметшина, о его военном прошлом и о том, нет ли нарушений в его лоббистской деятельности в интересах России.
Друзья и коллеги называют Ахметшина «наемным работником», а не российским шпионом, хотя и у них нет в этом полной уверенности. Ахметшин в интервью Financial Times назвал себя «наемником» и отверг предположения о том, что он российский шпион, работающий на Кремль.
«Я трачу чужие деньги на достижение чужих целей», — сказал он, отметив, что не работает ни на российское государство, ни против него.
По словам Ахметшина, он работает в зарегистрированном в США и финансируемом Россией фонде, в задачи которого входит отмена московского запрета на усыновление российских детей американцами. Весельницкая же работала в компании Prevezon, чей акционер Денис Кацыв стал соучредителем и одним из спонсоров данного фонда.
Министерство юстиции США обвинило Prevezon в отмывании денег на сумму 230 миллионов долларов, заявив, что эта мошенническая схема осуществлялась при содействии российских чиновников. Они достигли между собой досудебного соглашения, и Prevezon согласилась выплатить шесть миллионов долларов.
Это дело связано с Законом Магнитского, названного в честь российского аудитора Сергея Магнитского, сообщившего о мошеннической операции. Из-за этого его арестовали, а впоследствии он умер в российской тюрьме при загадочных обстоятельствах. Этот закон предусматривает заморозку активов и запрет на выдачу виз российским чиновникам, которые, по мнению США, причастны к гибели Магнитского.
Работодатель Магнитского Билл Браудер, родившийся в США и работавший управляющим фонда, активно боролся за принятие этого закона. Прежде он поддерживал Владимира Путина, а также управлял в России активами на сумму 4,5 миллиарда долларов, но в 2005 году впал в немилость. Компания Браудера Hermitage Capital Management в июле 2016 года написала письмо в Министерство юстиции США, выразив мнение, что Ахметшин нарушил требования о раскрытии информации, которые предъявляются лоббистам, и что он работает «под руководством российского правительства».
Ахметшин заявил, что выполнил все требования о раскрытии информации и не работает под руководством российского правительства.