Как влиятельные украинцы лоббируют интересы Украины и собственного бизнеса в Вашингтоне? Какие задачи они решают, обращаясь к американским консалтинговым компаниям?
Влияние на политические решения, лоббизм в США — это многомиллиардный бизнес. И это отнюдь не преувеличение.
В частности, в 2016 году на лоббизм было потрачено $3,14 млрд, а количество зарегистрированных лоббистов составило 10 400 человек, или по 19 на каждого конгрессмена, сообщает Центр ответственной политики США, профессионально отслеживающий «деньги в политике».
Больше всего потратили на лоббизм в США фармацевты (более $248 млн), страховые компании ($152 млн), производители электроники, нефтегазовый сектор, электроэнергия и недвижимость — с расходами, которые превысили $100 млн.
За первые 100 дней администрации президента США Трампа расходы на лоббизм еще больше возросли, сообщает Центр ответственной политики. К политике Трампа, который объявил о начале масштабных преобразований в здравоохранении, налогообложении и других сферах, присматриваются американские и международные компании, объединения потребителей и торговые ассоциации.
Нанимая лоббистов, корпорации стремятся найти возможности сотрудничества с правительством и склонить Конгресс к проведению политики, соответствующей их интересам.
«Вместе с тем лоббизм — это дорога с двусторонним движением, — отметил представитель американской неправительственной организации в США в комментарии „Голосу Америки". — Ведь если конгрессмен работает над законопроектом, он, скорее всего, обратится к лоббистской организации, представляющей интересы бизнеса в этой сфере, за их экспертным мнением, помощью в разработке законопроекта. Такое сотрудничество происходит, даже если бизнес выступает против законопроекта».
Часто лоббистами становятся бывшие конгрессмены и чиновники, имеющие непосредственный опыт работы в парламенте и правительстве США.
Влиятельные украинцы также часто прибегают к услугам лоббистов в США. Целесообразно напомнить, что в Штатах информация о профессиональных лоббистах есть в открытом доступе, ведь они должны регистрироваться по закону FARA, если клиентом является иностранное государство или политическая организация. Регистрация для коммерческих лоббистов производится по более простой системе в рамках Закона о раскрытии лоббизма LDA.
«Обычно заказы украинских бизнесменов не касаются принятия решений в Конгрессе. В основном заказываются услуги, касающиеся правительственных отношений или консалтинга», — сказал неназванный американский юрист Украинской службе «Голоса Америки». «Для них работа с американскими лоббистами — это способ продвижения своих компаний в США, а также своеобразная защита от давления внутри Украины», — отметил он.
Столкнувшись с трудностями в Украине, Игорь Коломойский в июле нанял лоббиста — бывшего конгрессмена Джона Суини — для лоббирования «бизнес-вопросов, связанных с инвестированием в США», согласно регистрационной форме на сайте Министерства юстиции США, по сообщению юридического издания Legistorm.
Джон Суини был в переходной команде президента США Дональда Трампа и является одним из основателей SMW Partners, сообщает Legistorm.
Плеш имеет неоднозначную репутацию в США, отмечает издание Legistorm. В его биографии, в частности, есть признание вины в незаконном ношении оружия.
Для того чтобы лучше сотрудничать с новой администрацией Трампа, даже те влиятельные украинцы, которые давно работают над продвижением своих интересов в Вашингтоне, сейчас налаживают связи с лоббистами, близкими к команде Трампа.
Так, в марте Виктор Пинчук нанял Монику Кроули, которую американская пресса называет приближенной к окружению Трампа, ведь ее кандидатура также рассматривалась на главную должность в Совете национальной безопасности США. Целью работы, как указано в заявке, является приглашение американских должностных лиц для участия в различных событиях, включая Мюнхенскую конференцию.
Стоит отдельно отметить: Виктор Пинчук, пожалуй, наиболее настойчив среди влиятельных украинцев в формировании своего имиджа в США. С 2011 года Пинчук работает с Дагом Шоеном над продвижением филантропических проектов и персонального бизнеса, указывают документы Министерства юстиции США. Даг Шоен близок к Демократической партии США, он работал в избирательной кампании президента Клинтона в 1996 году.
Пинчук также имеет опыт сотрудничества с Фондом Трампа. Согласно отчету, который подал в Налоговое управление США (IRS) Фонд Трампа, в 2015 году Виктор Пинчук обеспечил до 20% поступлений этого фонда, сообщают американские СМИ. Пинчук также поддерживает деятельность некоторых аналитических центров в США.
Порой вашингтонские лоббисты влиятельных украинцев действуют друг против друга.
Так, бывший конгрессмен, который избирался на эту должность семь раз, Джим Слэттери зарегистрирован лоббистом для компаний Trident и Aveiro, которые связывают с Юлией Тимошенко. Перед революцией достоинства Слэттери активно работал в Вашингтоне, чтобы поддержать освобождение Тимошенко из тюрьмы в Украине. «У меня было ощущение, что кто-то работал с другой стороны, — сказал он в интервью АР в 2016 году, — однако они действовали достаточно скрытно».
Он оказался прав. К тому времени Пол Манафорт уже проводил лоббистскую деятельность в пользу «Партии регионов».
Лоббистская группа Podesta Group признала, что работала в пользу «Европейского центра за современную Украину», и один из ее юристов признал, что представлял другую точку зрения на освобождение Тимошенко, сообщает АР. Сейчас деятельность Пола Манафорта является предметом расследования в США.
Кроме деятельности Манафорта, лоббизм влиятельных украинцев в Вашингтоне отметился рядом других скандалов.
Так, бывший парламентарий Андрей Артеменко платил $30 тыс. в месяц евангельскому пастору Дейлу Армстронгу, который недавно подал заявление на регистрацию в качестве иностранного агента. Сам Артеменко фигурировал в скандале, когда он, как заявляют, пытался добиться от американской стороны снятия санкций с России.
Украинцы стали обращаться к американским лоббистам лишь несколько лет назад. Но за это время такая деятельность перестала быть «необычной фишкой» для украинских политиков или крупных предпринимателей. А соответственно, количество таких обращений будет только расти.