Новое соглашение о создании зоны свободной торговли между Евросоюзом и Японией поднимает вопрос, возможна ли дальнейшая либерализация мировой торговли без руководящей роли Вашингтона. Может ли стратегическое партнерство ЕС и Японии, если к нему присоединятся другие страны, заменить Вашингтон или же побудить Америку вернуться в ряды борцов за открытый экономический порядок?
Неприязнь президента Трампа к либерализации международной торговли особенно сильно задела Европу и Японию, которые обязаны своей безопасностью и процветанием миропорядку, сложившемуся под руководством США. Это крупные экспортоориентированные экономики, для которых очень важно участвовать в формировании будущей системы международных экономических отношений. Поэтому неудивительно, что сейчас, когда Вашингтон отходит от своей традиционной роли лидера в вопросах мировой торговли, Брюссель и Токио пытаются перехватить инициативу. На саммите G20 в Гамбурге ЕС и Япония объявили, что намерены заключить соглашение о создании зоны свободной торговли, — шаг большого и практического, и символического значения. Такое заявление прямо ставит вопрос, послужит ли эта сделка поворотным моментом для новой американской администрации, которая все еще определяется со своей торговой политикой.
И ЕС, и Япония уже давно ориентировались на отдельные торговые соглашения с США. Для Японии это было Транстихоокеанское партнерство (ТТП), в котором участвуют еще десять стран, а для Европы — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Перспектива углубленной торговой интеграции с Соединенными Штатами выглядела оправданной как в экономическом, так и в геополитическом смысле.
ЕС и Япония рассматривали эти торговые соглашения и как инструмент поддержания либерального международного порядка. Они должны были подкрепить высокие совместные стандарты в таких областях, как рынок труда, безопасность, цифровая торговля, защита потребителей и окружающей среды, а также задать общие нормы и ценности, к которым придется приспосабливаться восходящим державам вроде Китая. Ожидалось, что благодаря ТПП и ТТИП станут более прочными и партнерские отношения ЕС и Японии с США в области безопасности, учитывая растущее китайское давление в Азии и российское в Европе.
Решение Трампа отказаться от ТПП и заморозить переговоры по ТТИП стало серьезным ударом для Токио и европейских лидеров, но также подтолкнуло к работе над своим собственным соглашением, переговоры о котором начались еще в 2013 году. Так что еще до начала июльского саммита G20 ЕС и Япония объявили о «принципиальном согласии» заключить соглашение об экономическом партнерстве (JEEPA).
В экономическом смысле это, очевидно, выгодная сделка. Япония — второй по значимости торговый партнер ЕС в Азии (после Китая). На ЕС и Японию приходится более трети мирового ВВП. По условиям соглашения Япония снизит или отменит тарифы на европейское вино, сыр, свинину и продукцию из кожи, а японские автопроизводители получат более выгодные условия доступа на рынки Европы. Стороны также договорились о снятии ограничений на торговлю промышленными товарами. Соглашение демонстрирует, что ЕС и Япония готовы, если потребуется, заниматься либерализацией международной торговли и без участия США. Это сигнал для Вашингтона: или присоединяйтесь, или останетесь вне игры.
Подписание JEEPA поможет Японии добиться включения стандартов ТПП в другие соглашения с участием США, в которых заинтересован Токио. Это, в частности, НАФТА и любые будущие двусторонние соглашения между США и Японией. Возможно, это также ускорит реализацию ТПП без участия США и задаст высокую планку для предстоящих переговоров о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве в АТР. Токио также, может быть, надеется, что сделка с Европой заставит Вашингтон вернуться к переговорам о ТПП, но это пока маловероятно.
Для Европы соглашение с Японией — это способ продемонстрировать свою готовность заниматься либерализацией мировой торговли на фоне брекзита и в ожидании более четкой позиции Вашингтона по ТТИП. Помимо сделки с Японией, ЕС также заключил Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (CETA) с Канадой — по масштабам оно сопоставимо с ТТИП, — торговые сделки с Южной Кореей, Сингапуром и Вьетнамом, а также рассматривает возможность двустороннего соглашения о свободной торговле с Австралией. Благодаря всей этой активности именно Брюссель, а не Вашингтон теперь задает тон в либерализации мировой торговли.
Торговое соглашение ЕС и Японии также позволит добиться отдельных договоренностей по механизму урегулирования торговых споров. Это особенно важно в том контексте, что США могут обосновать введение пошлин на сталь интересами национальной безопасности. Поскольку от таких пошлин европейские страны и Япония пострадают не меньше, а то и больше, чем Китай, Брюссель и Токио хотят, чтобы Вашингтон продолжал соблюдать принципы ВТО.
Но самое важное — практические последствия JEEPA. Американские компании, поставляющие в Японию говядину, свинину, вино, обувь, косметику, пластик и ряд других товаров, после снижения пошлин на европейские товары станут менее конкурентоспособными. Ситуацию может усугубить аналогичное соглашение между Японией и Австралией, затрагивающее некоторые из этих товарных категорий. Автопроизводители из США также окажутся в невыгодном положении на рынках ЕС и Японии. И в конечном счете может получиться так, что международные стандарты, касающиеся торговли услугами, интеллектуальной собственности, происхождения продукции, стандартов автомобильной безопасности и других важных торговых понятий, будут формулироваться без участия США.
Все это должно подтолкнуть американских промышленников и губернаторов потребовать от Конгресса и Белого дома более гибкого подхода к регулированию международной торговли, пусть даже в формате двусторонних соглашений со множеством партнеров. Но безусловно, многое зависит от активности ЕС и Японии в реализации соглашения и от того, ощутят ли конечные потребители выгоду от снижения пошлин.
Хотя JEEPA не затрагивает ряд важных аспектов, типа цифровой торговли, а ратификация соглашения, скорее всего, затянется надолго, этот документ — важная веха. Он поднимает вопрос, возможна ли дальнейшая либерализация мировой торговли без руководящей роли Вашингтона. Может ли стратегическое партнерство ЕС и Японии, если к нему присоединятся другие страны, заменить Вашингтон или же побудить Америку вернуться в ряды борцов за открытый экономический порядок.
Администрация Трампа отказывается от политики глобализации, а значит, другим либеральным демократиям нужно активизироваться и приложить больше усилий к поддержанию и развитию миропорядка, выстроенного Америкой после Второй мировой войны. В условиях беспрецедентных вызовов со стороны Китая и России ЕС и Японии нужно и дальше укреплять свое партнерство и расширять его масштаб. Если этот процесс пойдет успешно, то в США найдется кому потребовать, чтобы Вашингтон вновь активно включился в работу над регулированием мировой торговли и защитил собственные интересы, а не остался за бортом.
А пока что ясно, что ни Токио, ни европейские лидеры не намерены сидеть и ждать, пока Америка определится со своими намерениями.