Правительство России приняло решение ускорить реализацию проекта прокладки оптоволоконной линии по морскому дну, которая свяжет Сахалин и Южные Курилы. В соответствии с планом линия должна быть построена к концу будущего года. Эксперты полагают, что, как и в случае с созданием территории опережающего развития (ТОР) на Шикотане, цель состоит в том, чтобы подчеркнуть намерение развивать «северные территории» собственными силами. Принято решение об участии в этом проекте крупного китайского производителя средств связи, поэтому активное привлечение третьих стран к развитию Южных Курил вызывает все большее беспокойство.
Проект заключается в прокладке оптической линии общей длиной 940 километров из Южно-Сахалинска в Курильск на Итурупе, Южно-Курильск на Кунашире и Крабозаводское на Шикотане. Планировалось завершить строительство в 2019 году, однако в соответствии с недавно опубликованным постановлением правительства проект должен быть реализован к концу 2018 года. По информации властей, система должна быть готова к использованию в технологическом плане.
23 августа правительство России приняло решение создать на Шикотане территорию опережающего развития. Россия и Япония обсуждали «особую систему», которая не нарушит юридические позиции обеих сторон, и вели переговоры по совместной хозяйственной деятельности на «северных территориях» в рамках этой системы. Несмотря на это, Кремль дал недвусмысленно понять, что он намерен развивать Южные Курилы собственными силами без участия Японии.
Министерство РФ по развитию Дальнего Востока 20 августа объявило, что выбрало российские компании, которым будет поручено заниматься выработкой проектов развития ТОР.
ТОР предполагают привлечение компаний за счет введения налоговых и других льгот. Опасения вызывает то, что, как и в случае с проектом прокладки оптоволокна, эти поощрения будут способствовать тому, что в развитии «северных территорий» примет участие большое количество зарубежных компаний.
Участие иностранных компаний в развитии Южных Курил не может не осложнить переговорный процесс по возврату территорий, поэтому Японии необходимо задуматься об ответных шагах.