Ежегодные стратегические военные учения России должны стартовать 14 сентября, однако вот уже несколько месяцев многие эксперты говорят о том, что учения «Запад-2017», которые продлятся неделю и будут проходить на территории России и Белоруссии, вполне могут оказаться прелюдией к вторжению. New York Times пишет, что военные учения рядом с границами НАТО «вызывают страх возможной агрессии», а агентство CNN спрашивает: «Могут ли они перерасти в войну?» Министр обороны Украины заявил, что учения «Запад-2017» могут быть использованы для нанесения удара по «любой стране Европы, имеющей границу с Россией». Эта тревога, особенно в Киеве, вполне понятна: трем последним масштабным военным кампаниям России действительно предшествовали развертывания сил и средств, замаскированные под военные учения. Однако все эти операции указывают, что для того, чтобы Москва развернула свои войска, необходимо как минимум два условия, которых сейчас нет. Более того, несмотря на то, что российская армия действительно готовится к войне, на самом деле этим занимаются генералы всех стран: это их работа — готовиться к наихудшему сценарию развития событий, и масштабные военные учения являются проверкой боеготовности армии. Это вовсе не значит, что военно-политическое руководство России хочет, чтобы наихудший сценарий материализовался. Но они, вполне возможно, хотят, чтобы «Запад-2017» сдержал потенциальных противников и предотвратил попытки «неблагонадежных» соседей сблизиться с Западом.
Иная ситуация
Если судить по тем военным кампаниям, которые Россия провела за пределами своих территорий за последние десять лет, то главным условием для того, чтобы Москва всерьез рассмотрела возможность начать масштабную военную кампанию против других государств — под прикрытием военных учений или как-то иначе — это убежденность российского руководства в том, что существует реальная, острая, серьезная угроза или угрозы одному из важнейших национальных интересов страны или ее правящей элите. Такие угрозы могут включать в себя: атаку на Россию, ее союзников или клиентов, как было в случае с войной в Грузии в 2008 году; попытку свергнуть дружественный России режим, как это произошло в случае с сирийской кампанией; обеспокоенность тем, что один из постсоветских соседей Москвы может «перебежать» в другой альянс, который Россия считает враждебным — именно это стало причиной начала конфликта с Украиной, а также с Грузией в 2008 году.
Второе условие заключается в том, что общая ситуация должна непосредственным образом располагать к применению силы. Другими словами, российское руководство должно быть уверено в том, что оно одержит победу в конфликте с государством (государствами), против которого оно хочет применить силу, или как минимум гарантирует возникновение тупиковой ситуации, способной ограничить возможности этого государства в совершении действий, которые, по мнению России, угрожают ее ключевым национальным интересам.
В настоящий момент ни того, ни другого условия нет. Ни одной новой серьезной угрозы ключевым интересам России или ее правящей элите не возникло с момента проведения масштабных военных учений «Кавказ-2016», которым, кстати, тоже предшествовали предположения о том, что Россия готовится к «полномасштабному вторжению» на территорию соседнего государства или даже к «мега-войне». Украина и Грузия еще очень далеки от того, чтобы вступить в НАТО. Ни один союзник или клиент России не подвергается сегодня большей угрозе, чем в прошлом году. Более того, по сравнению с прошлым годом положение некоторых клиентов России, таких как сирийский президент Башар аль-Асад, укрепилось. Кроме того, перспективы любых военных авантюр сейчас выглядят не особенно многообещающими. Среди соседей России нет государств, находящихся в положении острой нестабильности, которая могла бы помешать им ответить на агрессию — именно так и случилось с постреволюционной Украиной в 2014 году. Кроме того, в отличие от ситуации трехлетней давности, когда западные станы были застигнуты врасплох тем, что Россия использовала военные учения, чтобы перебросить свои войска в Крым, сегодня НАТО гораздо пристальнее следит за военными маневрами России, особенно учитывая то, что в ходе более ранних учений «Запад» российские войска отрабатывали нанесение ядерного удара против этого альянса. НАТО увеличил численность своего военного контингента в Прибалтике и странах Восточной Европы, еще больше снизив и без того ничтожную вероятность того, что Россия захочет повторить здесь крымский сценарий. Учитывая, что Россия уже вовлечена в конфликты на Украине и в Сирии, ее граждане вряд ли обрадуются еще одной военной кампании, начатой в отсутствие непосредственной угрозы для них или для русскоязычных меньшинств за границей. Как показали результаты июльского опроса, проведенного российским государственным центром ВЦИОМ, россиян, поддерживающих политику невмешательства России в конфликт между Киевом и сепаратистами в Донбассе, больше (35%), чем россиян, которые поддерживают любую другую политику в отношении этого конфликта.
Некоторое время назад возникли предположения — которые активно распространял бывший президент Грузии Михаил Саакашвили — что Россия планирует аннексировать Белоруссию, но это крайне маловероятно. Во-первых, хотя президент Белоруссии Александр Лукашенко любит время от времени сталкивать Россию и Евросоюз лбами, он все же сильно отличается от организаторов «цветных революций» в Грузии и а Украине, поскольку он не хочет, чтобы его страна вступила в НАТО. Более того, любая попытка захватить контроль над Белоруссией в значительной мере подорвет попытки России удержать другие постсоветские республики в ее различных международных интеграционных проектах. Если Россия попытается захватить Белоруссию, с которой она с 2000 года находится в отношениях «союзного государства», это станет сигналом для всех остальных постсоветских республик — включая Казахстан, который входит в состав Организации договора о коллективной безопасности и Евразийский экономический союз —что даже членство в возглавляемых Россией коалициях не является гарантией того, что им удастся сохранить свои территории и независимость от Москвы. В таком случае эти республики начнут искать гарантий у других стран, заставляя Москву расходовать ресурсы на устранение негативных последствий. «Запад-2017» официально называется совместными стратегическими военными учениями вооруженных сил Российской Федерации и Республики Белоруссия. Довольно трудно представить себе, как именно Россия могла бы аннексировать Белоруссию, имея в своем распоряжении всего 3 тысячи солдат, которые прибудут в эту страну, согласно официальным данным Министерства обороны Белоруссии.
Практика ведет к совершенству
Российские генералы любят проводить учения, и в этом смысле они не одиноки. Как в 2002 году сказал один из моих сокурсников по Гарварду — полушутя, разумеется, — американские генералы не любят воевать, потому что войны отвлекают их от подготовки к ним. Вполне возможно, российские генералы придерживаются точно такой же точки зрения. Действительно, российские вооруженные силы проводят масштабные стратегические учения каждый год 21 века, поскольку российская экономика сумела восстановиться после спада 1990-х годов. Эти ежегодные учения попеременно проходят в четырех различных регионах, и их названия отражают это: «Запад» (последний раз проводились в 2013 году), «Восток» (последний раз проводились в 2014 году), «Центр» (в 2015 году), «Кавказ» (в 2016 году) и теперь «Запад-2017». Такое чередование мест проведения указывает на то, что российские стратеги предпочитают готовить свои вооруженные силы к масштабному конфликту с любой стороны, будь то НАТО или Китай. Однако подготовка к такому конфликту вовсе не означает, что Кремль планирует инициировать его — как минимум в отсутствие двух описанных выше условий.
Стоит также отметить связь между состоянием российской экономики и ее военными расходами и подготовкой, которая недвусмысленно указывает на то, что российские вооруженные силы тренируются ровно настолько, насколько они могут себе это позволить. До 2015 года военные расходы России и число военных учений — как масштабных, так и малых — росли быстрее, чем объемы экономики. В то время как ВВП России вырос на 88% с 1994 по 2014 год, ее военные расходы за тот же период времени выросли на 300%, а число военных учений увеличилось с 2008 по 2014 год на 157%. Потом, с 2014 по 2016 экономика России сократилась на 3%, а военные расходы уменьшились за тот же период на 24%. Что касается военных учений, то их число продолжало расти в 2015 году — возможно, по инерции — а затем уменьшилось в 2016 году. Учитывая, что в 2017 году российская экономика начала постепенно восстанавливать рост, вполне вероятно, что Министерство обороны России продолжит проводить тысячи военных учений самых разных масштабов — вместе с внезапными проверками боевой готовности — пока она сможет себе это позволить.
Официальный сценарий «Запада-2017», впервые обнародованный белорусским информационным агентством, принадлежащим отставным офицерам, а позже подтвержденный заместителем министра обороны России Александром Фоминым, предполагает, что «Западная коалиция» воображаемых государств — Лубении, Весбарии и Вейшнории (на карте они примерно соответствуют северо-восточной части Польши, Литве и той части Белоруссии, где проживает множество этнических поляков) — вступает в конфликт с «Северной коалицией» России и Белоруссии, чтобы вбить клин между Москвой и Минском, сменить режим в Минске и аннексировать часть территорий Белоруссии. Первая фаза учений продлится три дня, в течение которых Северная коалиция сосредоточится на изолировании тех районов Белоруссии, куда просочились «незаконные вооруженные формирования» и «группы диверсантов» Западной коалиции, а также на обеспечении противовоздушной обороны ключевых правительственных и военных объектов. Акцент на борьбе против партизанских групп указывает на то, что разработчики «Запада-2017» хотят подготовить российские и белорусские вооруженные силы к срыву тайной операции, подобной той, которую российские военные провели в Крыму в 2014 году. План второй фазы этих военных учений, которые должны завершиться 20 сентября, подразумевает оттачивание механизмов оперативного управления в ходе отражения атаки против Союзного государства (России и Белоруссии), а также организацию сотрудничества и всеобъемлющей поддержки. Эти учения пройдут на территории Белоруссии, а также в Калининградской, Ленинградской и Псковской областях России.
Проблема доверия
Один из аспектов предстоящих учений «Запад-2017», привлекающих наибольшее внимание, — это их масштаб. Хотя некоторые аналитики высказывали предположения о том, что эти военные учения могут оказаться «самыми масштабными… в постсоветской истории», на самом деле, даже согласно самым смелым оценкам, по своим масштабам они будут уступать «Кавказу-2016» и «Востоку-2013». Существует большой разрыв между официальными цифрами и западными оценками. По словам министра обороны Белоруссии Андрея Равкова, в этих учениях примут участие 12,7 тысячи военнослужащих, тогда как некоторые западные эксперты называют цифру в 100 тысяч. Такие расхождения — не первые, если говорить о российских военных учениях, но, пожалуй, самые значительные — могут отражать различия в том, как российские планировщики и западные эксперты считают людей. В то время как российские планировщики считают только военнослужащих, западные эксперты учитывают представителей всех других агентств (в том числе, возможно, пограничников, сотрудников министерств внутренних дел и чрезвычайных ситуаций), о чем сообщил Дмитрий Горенбург, старший научный сотрудник Отдела стратегических исследований Центра военно-морского анализа.
Те эксперты, которые скептически относятся к намерениям России, могут заявить, что российские планировщики, возможно, специально занижают цифры, потому что так называемый Венский документ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе требует, чтобы страны ОБСЕ приглашали наблюдателей на определенные военные мероприятия с участием 13 тысяч или более военнослужащих. НАТО отправляет всего троих своих наблюдателей в Белоруссию, и альянс уже пожаловался на недостаток доступа и прозрачности, отметив, что к наблюдателям будут относиться как к «почетным посетителям», а не как к полноправным инспекторам, которые имеют право беседовать с солдатами, совершать облеты территории и получать информацию о ходе учений. Россия пригласила наблюдателей из пяти стран НАТО, а также из Швеции и Украины. Честно говоря, это тоже заставляет меня сомневаться в том, что Россия планирует провести некую скрытую операцию: разумеется, наблюдателей можно не пустить в зоны скрытого развертывания, однако требуется исключительное высокомерие, чтобы превратить учения, на которые вы приглашаете дипломатов, в акт агрессии или аннексии.
Тем не менее, всегда есть место большей прозрачности, и соседи России, а также международное сообщество в целом чувствовали бы себя гораздо спокойнее, если бы Россия и Белоруссия обнародовали больше подробностей касательно всех предстоящих учений, включая внезапные проверки боеготовности, и предоставляли наблюдателям адекватный доступ в соответствии с Венским документом. Кроме того, в этот документ можно внести изменения, снизив квоты на число военнослужащих, принимающих участие в учениях, которые могут проходить в отсутствие международных наблюдателей, и включив в него требование приглашать наблюдателей на внезапные учения. Еще одним шагом в правильном направлении будет восстановление механизмов контроля над вооружениями в Европе при участии России и под эгидой ОБСЕ. Тем не менее, хотя это может помочь, увеличение степени прозрачности и контроль над вооружениями не смогут качественно снизить вероятность конфликта. Эта вероятность будет оставаться довольно высокой до тех пор, пока не будут устранены основные причины возможного конфликта, такие как обеспокоенность России расширением НАТО вглубь постсоветского пространства и обеспокоенность западных союзников тем, что Россия применяет силу против своих соседей.