Итог пятилетнего противостояния центрального правительства Испании и каталонских властей непригляден для сторонников умеренного национализма. Однако сама идея провозглашения Каталонии независимым государством устойчива и неизменна для населения этого региона Испании.
Похоже, что мы вышли на финишную прямую процесса по выходу Каталонии из состава Испании.
В поддержку референдума о независимости Каталонии выступили сепаратистские партии «Кандидатура народного единства» (CUP) и «Вместе за "да"» (Junts pel Si), которые обладают в парламенте региона большинством. Позиция Мадрида остается непреклонной: власти готовятся заблокировать плебисцит, ссылаясь на конституцию, которая не предусматривает самоопределения регионов. По мнению центральных властей, последствия выхода Каталонии из королевства могут быть «непредсказуемые». Конечно, довольно трудно предугадать последствия такого шага. Намного легче предсказать то, чего не должно случиться.
Во-первых, никогда не случится процесс зарождения Республики Каталония. И в этом не надо винить центральное правительство. Вина за это ложится на правительство автономного сообщества (Generalitat), которое выхолостило идеи демократии и встало на националистический путь развития региона, когда местные законы и правила имеют верховенство. Создание нового независимого государства приведет к социальному расслоению и враждебности, а также к громадным экономическим потерям. Эта никак не вписывается в рамки толерантности каталонцев. Не надо забывать, что Барселона считается мировым культурным центром, городом — космополитом.
Стремление каталонцев к независимости, во многом стало доминировать в обществе благодаря топтанию на месте центрального правительства. Однако многие из жителей Каталонии понимают, что референдум, запланированный на 1 октября, должен дать ответ на простой вопрос: какая часть каталонцев высказывается за отделение от Испании? Пока эта идея не пользуется поддержкой абсолютного большинства населения региона. А если это так, то не следует ожидать зарождения независимой Каталонии.
В то же время я не думаю, что предлагаемый референдум — бессмысленный и бесполезный. Вполне вероятно, что большинство жителей небольших городов и населенных пунктов проголосуют за выход из королевства. Однако нет никакого сомнения в том, что большинство каталонцев не станут поддерживать сепаратистский проект руководства автономного сообщества.
Такой расклад сил дает нам право говорить о том, что предлагаемый плебисцит не решит тех глубинных проблем, которые будоражат испанское общество на протяжении последних пяти лет.
Об этом я уже неоднократно писал, и сейчас мне бы хотелось выделить три главные проблемы.
Во-первых, Испания представляет собой одновременно централизованное и децентрализованное государство.
Во-вторых, на центральное правительство возложена функция выделения и перераспределения финансовых средств автономным сообщества, но это делается непоследовательно и с нарушениями.
В-третьих, Мадрид, признавая культурное и языковое разнообразие страны, вместе с тем стремится нарушить хрупкое равновесие между общегосударственными и национальными интересами и ценностями.
Такого рода шизофрения и непоследовательность не удивительны. Общественное мнение, как правило, базируется на двух противоположных независимых интересах — центристских и местных.
Процесс, который сейчас мы наблюдаем в Каталонии больше подходит к отстаиванию местных интересов. Аргументация необходимости выхода автономии из состава Испании основывается на следующих положениях:
Во-первых, на идеи «хорошего правительства». Независимое правительство Каталонии будет намного лучше руководить регионом, с учетом местной специфики, чем центральное.
Во-вторых, на идеи, что пора прекратить «кормить» более бедные регионы и выплачивать в бюджет королевства значительно больше, чем получать из него.
В- третьих, на идеи культурного национализма, который должен быть дополнен политическим национализмом (созданием собственного государства).
Я уже неоднократно комментировал каталонскую идею «хорошего правительства». Единственным приоритетом деятельности правительства автономного сообщества является независимость Каталонии. Все остальное отходит на второй план, в том числе борьба с коррупцией. Руководство автономного сообщества отстранилось от сотрудничества с центральным правительством в решение таких проблем как децентрализация государства, поиск путей компромисса между общегосударственными и региональными интересами.
Радикализация национализма в Каталонии стала неотъемлемой частью борьбы за независимость и привела к социальному расслоению населения из-за диаметрально противоположных взглядов на вопрос независимости автономного сообщества от Испании. Кроме того произошла изоляция каталонской культуры от остальной части Испании, а также рост популизма.
Очевидно, что решить эти проблемы невозможно за один месяц, но, по крайней мере, надо попытаться их не ухудшать.
На мой взгляд, для этого надо прекратить нагнетать обстановку вокруг референдума о выходе Каталонии из состава Испании, во-вторых, надо начать общеиспанскую дискуссию о праве наций и автономий на суверенитет, в-третьих, рассмотреть возможность внесения поправок в конституцию страны.
Я думаю, что такой подход будет приемлем как для сторонников, так и противников движения за независимость. Широкое обсуждение идейно-политических вопросов, изменение конституции Испании крайне необходимо для совершенствования функционирования нашего государства и общества.
Мои основные идеи переустройства государства просты и они изложены в статье «Взаимозависимость или независимость автономий Испании».
Необходимо глубоко осознать, что будущее Испании будет зависеть от того сумеем ли мы выстроить отношения «центр — автономии» на основе взаимоуважения и оптимизации системы экономических отношений между политическим центром страны и ее регионами, или нет.
Рамон Маримон — профессор экономики Европейского университета во Флоренции и Университета Помпеу Фабра в Барселоне.