Западные партнеры не заинтересованы в объективной оценке учений «Запад-2017». В таком духе высказался министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. Белоруссия отказала в выдаче виз шести литовским депутатам, которые собирались в Минск на дискуссию об этих самых маневрах.
Дискуссия на тему «Региональная безопасность и военные учения «Запад-2017»: взгляд из Минска, Вильнюса, Варшавы и Киева» запланирована на понедельник 11 сентября. От ворот поворот получили Лауринас Касчюнас (член комитета Сейма по национальной безопасности и обороне), Раса Юкнявичене (бывший министр обороны), Аудронюс Ажубалис (экс-министр иностранных дел), Гинтарас Стяпонавичюс, Эгидиюс Варейкис и Риманте Шалашявичюте.
При этом глава белорусской дипломатии сказал 8 сентября журналистам, что его ведомство «с сожалением констатирует»: страны Запада не имеют «искренней и объективной заинтересованности» в прояснении ситуации с «Западом-2017».
Отмечу, что вокруг этих намеченных на 14-20 сентября маневров действительно много откровенных спекуляций. Белорусским начальникам приходится оправдываться по принципу «докажи, что ты не верблюд».
Но неужели какие-то номенклатурные умники у нас думают, что эти шесть конкретных политиков соседнего государства проникнутся особой симпатией к режиму Александра Лукашенко, получив вот таким образом тряпкой по лицу? Или что молча утрутся, упустят момент придать этому скандалу максимальный резонанс?
Касчюнас в печенках сидит
Отметим, что господин Касчюнас еще и руководит в литовском парламенте группой «За демократическую Белоруссию», активно контактирует с внутренними оппонентами Лукашенко. В частности, из Объединенной гражданской партии, руководство которой и пригласило соседей на дискуссию в Минск. То есть дополнительным раздражителем для властей могло послужить то, что в их разумении этот литовский политик и его коллеги якшаются с тутошней пятой колонной.
В проекте документа говорилось, что белорусскому режиму следует реабилитировать политзаключенных, ввести мораторий на применение смертной казни, начать электоральную реформу, гарантировать права граждан на мирные собрания и выражение мнений. А также — обеспечить соответствие Белорусской АЭС самым высоким международным стандартам безопасности или же приостановить строительство станции (этот вопрос особенно чувствителен именно для литовцев, поскольку Белорусская АЭС сооружается в какой-то полусотне километров от Вильнюса).
В итоге резолюция не прошла, но белорусские деятели, у которых сгорело много нервов накануне и в дни сессии (в родных пенатах хотелось провести ее с максимальным пиаровским выигрышем), запросто могли заиметь зуб на этого вредного Касчюнаса.
Стоит добавить, что у Минска с Литвой отношения вообще серьезно испортились на почве мирного атома. Причем ради справедливости отметим, что представители литовской стороны не всегда блистают дипломатичностью высказываний. Но если в случае с отказом в визах имеет место элемент мести, то, говоря словами из старого фильма, «Хоботов, это мелко!»
Нервы на взводе
Есть и такой пикантный момент: тот же Касчюнас без проблем приезжал к нам раньше. Например, 25 мая он (как и автор этих строк) был участником большой дискуссии «Выборы как условие позитивных перемен», собравшей белорусских и международных экспертов, представителей посольств в том же минском отеле «Монастырский», где планируется провести дискуссию о региональной безопасности в следующий понедельник.
Возможно, что и в вопросе выдачи-невыдачи виз литовцам кого-то из важных белорусских шишек подвели нервы. А возможно, и просто дубовое мышление: зачем пускать, чтобы тут мутили воду?
Но дело в том, что с таким же успехом можно мутить воду из любой точки земного шара. Более того, отказ в визах способен еще и чисто по-человечески раззадорить оппонентов. Впрочем, это дает им в руки и вполне рациональные аргументы относительно закрытости Минска.
К тому же ныне, в век интернета, нет проблем обеспечить участие литовских депутатов в минской дискуссии, скажем, через скайп. Что и собираются сделать. Уж подачу-то электричества в «Монастырский», может, никто не додумается отрубать?
Тем временем МИД Белоруссии отреагировал на скандал устами пресс-секретаря Дмитрия Мирончика. Он пояснил: запрошенные литовскими парламентариями дипломатические визы не выданы потому, что цель визита не имела никакого отношения к дипломатии.
Ну очень неубедительно. Хотя бы потому, что вопросы безопасности, на которые ориентирована дискуссия в Минске, — это самая прямая забота дипломатии.
Между тем господин Мирончик позволил себе заметить, что «никто не мешает депутатам воспользоваться введенным Белоруссией в одностороннем порядке для граждан Литвы и еще нескольких десятков стран безвизовым въездом в нашу страну по общегражданским паспортам на срок до пяти дней через национальный аэропорт столицы Белоруссии».
Вероятно, пресс-секретарь думает, что ловко козырнул большей открытостью страны вследствие нашумевшего указа Лукашенко, а вдобавок сбил кое с кого спесь. Мол, поменьше гонору, ребята, дуйте в общую очередь.
На самом деле это выглядит как издевка, неуважение к политикам соседней страны. Их честь задета, и теперь было бы не очень солидно действовать по принципу: в дверь не пустили, так мы в окно.
Наконец, в положении обиженных им можно не утруждать себя излишней дипломатичностью, не сдерживаться в резких оценках. Так что даже если предположить, что зловредные литовские депутаты сами жаждали скандала, чтобы стать в позу и по полной программе отчихвостить режим, в интересах Минска было этот скандал предотвратить.
Ну, и кому хуже?
Короче, ничего, кроме, мягко говоря, политических издержек, своим запретительством белорусские власти в этой истории не добиваются.
Действительно острая политико-информационная ситуация вокруг учений «Запад-2017» показала, в числе прочего, и неумение белорусских чиновников (как военных, так и гражданских) обеспечивать в стране и за рубежом грамотный пиар этого мероприятия и внешнеполитического курса вообще.
Неуклюже был выстроен проведенный в Минске 29 августа и посвященный «Западу-2017» брифинг начальника генштаба Вооруженных сил генерала Олега Белоконева. Тот прочел тезисы по бумажке, вызвал фурор придуманной Вейшнорией на карте и не стал отвечать на вопросы журналистов (разве что с апломбом отверг идею общественного контроля за учениями).
А тут еще и сам Лукашенко дал Министерству обороны указание перестать оправдываться за «Запад-2017». При том что это ведомство в плане пиара и так на уровне каменного века.
Оправдываться между тем надо. Следует учитывать посткрымский синдром соседей России и Европы в целом. Да, на этой почве сегодня много пены вокруг маневров, но как раз потому и необходимо терпеливо разжевывать, что к чему на самом деле.
Беда же в том, что власти привыкли к топорной пропаганде типа: у нас с Россией братство по оружию, а проклятые западные милитаристы пусть заткнутся.
Но сегодня не те времена, чтобы такой примитив прокатывал.
Во-первых, белорусское руководство после Крыма само почувствовало дискомфортность тесного военно-политического союза с Россией и потребность аккуратно дистанцироваться от некоторых аспектов внешней политики Кремля.
Во-вторых, укрепилась потребность в западном векторе.
В-третьих, сам Запад смягчил подход к режиму, дал ряд авансов и готов поощрять большую открытость и самостоятельность Минска в международных отношениях.
Это требует от белорусских властей большей гибкости и терпения в работе на западном направлении, чем это было во времена конфронтации. И то, что отказом в визах предотвратили высадку в Минске литовского политического десанта, — это не доблесть, а глупость.