Визит премьер-министра Ливана Саада Харири в Москву, который начинается в понедельник, не сопоставим с его предыдущими поездками. Так, в этот раз Харири посетил российскую столицу в качестве председателя правительства страны. Кроме того, изменилась ситуация на региональном и глобальном уровнях, в частности, претерпели изменения отношения России с Саудовской Аравией. Стало неизбежным признание роли России на берегах Средиземного моря. Наконец, сирийское правительство доказало собственную легитимность, а законность власти сирийского президента Башар Асада было признана не только в стране, но и за рубежом.
Региональное урегулирование, признаки которого становятся все яснее с каждым днем, способствовало изменению позиций ряда соседних с Сирией стран (благодаря усилиям России), особенно Иордании и Турции, с точки зрения открытого или косвенного признания легитимности Асада. Однако, на этот раз нельзя игнорировать тот факт, что Ливан не может оставаться вне процесса урегулирования, а Харири по-прежнему настаивает на своей позиции, которая опережает позиции Персидского залива.
Российские дипломатические источники подтвердили нашему изданию, что Москва замечает сдвиги в позиции стран Персидского залива по отношению к себе, несмотря на то, что Соединенным Штатам это не нравится. В настоящее время, после заметного расширения связей с Катаром на фоне саудовско-катарских разногласий, Москва ждет визита наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, который, как ожидается, выслушает российские советы касательно необходимости возобновления связей с Асадом, что отвечает интересам как Саудовской Аравии, так и Сирии, особенно с точки зрения окончательной победы над терроризмом.
@Arab_News #cartoon by @mohammedrayies1 #Syria… pic.twitter.com/1TxhcPjXiu
— Arab News (@Arab_News) 25 апреля 2017 г.
Сопровождавшие Харири ливанские министры должны были заключить ряд соглашений с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, касающихся политической ситуации в регионе, кризиса вокруг сирийских перемещенных лиц и сирийского конфликта в целом. Дипломатические источники заявили, что Харири не услышит от Москвы ничего, что бы шло вразрез с официальной позицией страны. На этот раз главным российским советом Харири станет восстановление официальных ливанско-сирийских отношений, что отвечает интересам Ливана и связано с необходимостью урегулирования кризиса вокруг сирийских беженцев. Однако некоторые из партнеров Харири предполагают, что премьер-министр попытается изменить позицию России в отношении Асада, особенно если учесть, что после возвращения из Парижа он стал заявлять о том, что президент Франции Эммануэль Макрон обещал Харири, что Асад уйдет по истечении шести месяцев переходного периода. Тем самым ливанский премьер делает ставку, обреченную на проигрыш!
Москва позитивно относится к началу нового этапа отношений с Ливаном, который ознаменовал собой визит ливанского министра обороны Якуба Ас-Саррафа две недели тому назад и его участие в Российском военном форуме. Визит Ас-Саррафа в Москву оставил хорошее впечатление у российских военных и политических деятелей. Министр обороны, который в ходе встречи выразил позитивное отношение Ауна по отношению к России, предпринял попытку изучить механизмы укрепления военного сотрудничества между двумя странами. В ходе трехдневного визита он посетил ряд оружейных заводов и производственные площадки компаний, рассказывая российским чиновникам, что ливанская армия нуждается в многоцелевых пулеметах, противотанковом оружии и различных боеприпасах. Можно сказать, что визит Ас-Саррафа помог сгладить плохое впечатление, которое оставил после себя визит бывшего министра обороны Ливана Самира Мокбелем, который даже не явился на официальный ужин, на который был приглашен министром обороны России Сергеем Шойгу. Одним из итогов визита Ас-Саррафа стало решение министерства обороны России предоставить ливанской армии несколько миллионов боеприпасов, ракет и военной техники.
Однако эта инициатива не до конца воплотилась в жизнь. Так, до россиян дошла информация о том, что депутаты «Движения за будущее» несут ответственность за препятствование заключению соглашения о военном сотрудничестве между двумя странами, которое с 2012 года лежит на рассмотрении депутатов парламентского комитета по обороне. Источники в Палате представителей говорят о том, что соглашение о военном сотрудничестве, включенное спикером парламента Набихом Берри в повестку дня Генеральной Ассамблеи, все еще находится на обсуждении комитета, и депутаты не скоро смогут его ратифицировать. Члены комитета обороны, возглавляемого Самиром Аль-Джисром до сих пор не могут достичь консенсуса по поводу соглашения. Военные контракты, подписанные Ливаном и Москвой, все еще не реализованы, а сумма по ним не выплачена. Предполагалось, что эта сумма будет выплачена из саудовской помощи в один миллиард долларов. В то же время Ливан уже выплатил около полумиллиарда долларов за оружие, приобретенное у европейских стран и США для армии, сил общественной и внутренней безопасности. Ливанцы утверждают, что невыплата средств России была вызвана неспособностью перевести ей средства из-за санкций США. Разумеется, это стало причиной ироничных высказываний со стороны российских чиновников: «Они пытались заплатить нам наличными, а мы не приняли?»
В то же время один из советников по вопросам безопасности считает, что военные отношения с Россией улучшатся, и что-то крайне важное может произойти в ходе визита премьер-министра в Москву, добавляя, «если американцы это позволят». Российские источники приводят пример нежелания ливанцев сотрудничать, указывая на документы об оружии и боеприпасах, предназначенных для органов служб внутренней безопасности. Эти документы датированы 30 мая 2017 года и в них указаны страны-экспортеры оружия, у которых Ливан собирается закупить две тысячи пистолетов, произведенных в странах Западной Европы и Соединенных Штатах. Россия в этот список не вошла. «Российские пистолеты не сопоставимы с качеством американских и западных пистолетов, но когда мы захотим купить снайперское оружие, то купим его у России», — заявил чиновник.