Политические силы хотят, чтобы армия находилась под властью единственного источника вооружений — Соединенных Штатов. В 2008 году Вашингтону удалось отменить российскую военную помощь Ливану, договорившись с властями в Бейруте. С 2012 года соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Ливаном и Россией лежит на рассмотрении парламентского комитета по финансам и бюджету, хотя все, что требуется, так это написать на нем несколько слов!
Сначала соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Ливаном и Россией находилось на рассмотрении парламентского комитета по обороне, потом оно было передано комитету по международным делам и наконец, было передано комитету по финансам и бюджету. Иными словами, с 2012 года соглашение лежит забытым в ящиках стола! Председатель комитета Ибрагим Канаан подчеркнул, что нет никаких политических причин тому, что соглашение все еще находится в комитете, обсуждение по нему не было начато в связи с бюджетными проблемами. Канаан добавил, что спикер парламента может включить соглашение в повестку дня законодательных сессий, не обращаясь к нам, тем более, что соглашение уже было одобрено комитетами по обороне и международным делам.
В 2008 году Москва объявила о своем согласии предоставить Ливану самолеты МИГ-29. Сначала ливанская сторона обрадовалась такому подарку, однако вскоре была вынуждена от него отказаться, находясь под американским давлением. Тогда поддаться давлению США пришлось Мишелю Сулейману и Сааду Харири. Вскоре Россия обратилась к Ливану с еще одним предложением о предоставлении шести современных ударных вертолетов, нескольких относительно современных танков и различного оружия разного калибра в дополнение к боеприпасам и военной технике. Однако это предложение остается «заложником» ливанской зависимости от воли Соединенных Штатов. Вопрос о «заморозке» соглашения о военном и техническом сотрудничестве между Ливаном и Россией может быть рассмотрен только в этом контексте. Что это за соглашение? Какие изменения были внесены в него? И почему с 2012 года оно все еще лежит в одном из кабинетов парламентского комитета по финансам и бюджету?
В ноябре 2011 года ливанское правительство было уполномочено утвердить соглашение о военном и техническом сотрудничестве между Ливаном и Россией, подписанное в Москве в феврале 2010 года. Соглашение включает в себя десять статей, касающихся поставок вооружения и боевой техники, обеспечения эксплуатации оборудования, всего, что бы способствовало реформированию ливанской армии. Также соглашение предусматривает предоставление услуг, включая строительство военных объектов, направление экспертов для оказания помощи в осуществлении совместных программ и подготовки специалистов в соответствующих учебных заведениях с учетом потребностей обеих сторон.
В 2012 году в ливанском парламенте рассматривался законопроект о внесении изменений в статью 1 упомянутого соглашения. В частности, был добавлен седьмой параграф, в котором говорится, что «Россия предоставляет Ливану военную помощь и помощь в области безопасности». Всякий раз, когда командующего армией Ливана генерала Жана Кахваги спрашивали, почему армия до сих пор не получила российскую помощь, он отвечал: «Существует соглашение, которое позволяет нам получать такую помощь, однако в него должны быть внести поправки в парламенте».
Парламентский комитет по международным делам под председательством депутата Абдул-Латифа аз-Зейна провел слушания, на которых выступили представители соответствующих министерств, и одобрил законопроект, полученный от правительства (о внесении 7 параграфа). В мае 2012 года комитет национальной обороны и муниципалитетов также провел заседание под председательством депутата Самира аль-Джисра и одобрил законопроект. Так почему же позже он не был отправлен на утверждение в следующий орган и остается спустя пять лет по-прежнему забыт в комитете по финансам и бюджету? Почему депутаты от «Коалиции 8 марта» не настаивают на принятии окончательного решения? При этом члены комитета отрицают наличие каких-либо политических оснований, препятствующих обсуждению и окончательному утверждению соглашения. Настоящая причина может быть связана с исключением этого вопроса из повестки дня комитета, в то время как другие члены комитета вовсе забыли, что проект соглашения находится в числе документов, направленных в комитет. Председатель комитета по финансам и бюджету депутат Ибрагим Канаан разрешил спор по этому соглашению, отметив, что комитет не включило рассмотрение этого соглашения в повестку дня инстанции ввиду его озабоченности проблемами в бюджете и выплатой заработных плат. «Спикер парламента Набих Берри обычно направляет такие законы в соответствующие комитеты, и он может включить их в повестку дня любой законодательной сессии, не обращаясь к нам, и это не требует одобрения нашего комитета», — заявил Канаан в беседе с Al Akhbar. «90% проектов, обсуждаемых в Национальной ассамблее, не проходят утверждение в комитетах, или направляются в комитеты в соответствии со своим содержанием, чтобы внести в них пометки». По словам Канаана, нет никаких проблем, связанных с соглашением, и нет никаких политических причин для препятствования его принятию.
В заключение можно сказать, что парламентские комитеты похоронили российско-ливанское соглашение, которое позволяет ливанским военным получать военную помощь от России. Эта помощь, несомненно, лучше, чем подготовка полицейских и пограничников — помощи, которую США предоставили ливанцам. Может ли Канаан исправить эту ошибку? Или спикер парламента Набих Берри включит это соглашение в повестку дня первой законодательной сессии?