Глобальное потепление постепенно превращает Россию в сельскохозяйственную сверхдержаву.
Российская экономика строится в основном на продаже газа и нефти: это делает ее хрупкой и вдвойне зависимой от колебаний цен на сырье, которые в последние несколько лет значительно упали, потянув за собой также и стоимость рубля. В остальном, помимо оружия, Россия экспортирует действительно очень мало конечного продукта. Сельское хозяйство при этом составляет всего 4% ВВП.
Однако здесь у России имеется свой повод для гордости: злаковые культуры. И благодаря ряду факторов — среди которых не последним является повышение температур — экспорт российского зерна достигает рекордных показателей. Москва на данный момент действительно является экспортером зерна номер один в мире: обогнав США, она превзошла даже Европейский союз, и, по некоторым прогнозам, в ближайшем будущем она не будет сворачивать с этого пути.
В последний торговый год (июль 2016 — июнь 2017) Россия экспортировала около 27,8 миллионов тонн зерна, а в этом году — по данным министерства сельского хозяйства США — экспорт должен достигнуть 31,5 миллиона, оторвавшись от конкурентов. Производство 2017 года предположительно достигнет уровня 80 миллионов тонн, что станет очередным шагом вперед по сравнению с 73 миллионами с лишним в прошлом году.
Ко всему вышесказанному следует добавить мировой прирост населения, из-за которого идет вверх потребление злаковых, увеличиваясь в среднем на 2,8% в год в период с 2011 по 2016 года.
Климатические изменения действительно становятся благоприятным фактором для русских, давая им преимущество перед американцами и австралийцами, которые страдают от все большей нехватки воды, в то время как Москва и ее производители уже давно приступила к завоеванию азиатских рынков и не только: российское зерно наводнило Нигерию, Бангладеш и Индонезию.
Главным образом, Россия, похоже, вытеснила американских экспортеров в стране, возглавляющей список, — Египте. Основная причина — это более низкая стоимость российской продукции по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, многие из которых были вынуждены инвестировать в зерно лучшего качества, чтобы диверсифицировать свое предложение и оправдать более высокие цены.
Русские могут продавать по более низким ценам, потому что их производство обходится им дешевле: по данным университета штата Канзас, они тратят почти вдвое меньше европейских и американских производителей. Это во многом связано с падением рубля, курс которого в период снижения цен на нефть и введения западных санкций в связи с кризисом на Украине рухнул за несколько лет от 40 до почти 70 рублей за евро. Стоимость российского зерна прошла тот же путь: вместо 350 долларов за тонну в 2012 году она упала до 180 долларов.
Возможно, однажды — безусловно, это будет нескоро, — воплотится в жизнь пророчество министра сельского хозяйства Александра Ткачева, и зерно заменит углеводороды, став главным источником дохода России. В реальности же Кремль делает ставку не на посевы, а на развитие науки и технологий: именно об этих двух секторах Путин говорил пару недель назад, открывая учебный год на форуме профориентации для одаренных школьников. Безусловно, развитие технологий сможет (и должно) способствовать сельскому хозяйству и в целом пищевому производству.
Несмотря на многочисленные заявления, отдающие автаркией в разгар санкционной «войны» с Западом, Россия продолжает во многом зависеть от других стран в продовольственном отношении. Запрет на закупку продовольствия в ЕС и США привел к невероятному росту инфляции, уровень которой начинает снижаться только сейчас.