Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Литературная магия Гарри Поттера

© AFP 2017 / Nicolas AsfouriМарки с Гарри Поттером
Марки с Гарри Поттером
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этим летом на литературных фестивалях и в книжных магазинах по всему миру читатели отмечали 20-летний юбилей дебюта первой книги Джоан Роулинг из серии романов про Гарри Поттера — «Гарри Поттер и философский камень». За два десятилетия серия романов про «Гарри Поттер» выросла до семи книг, которые были изданы общим тиражом 450 миллионов экземпляров, включая переводы более чем на шесть десятков языков.

Этим летом на литературных фестивалях и в книжных магазинах по всему миру читатели отмечали 20-летний юбилей дебюта первой книги Джоан Роулинг из серии романов про Гарри Поттера — «Гарри Поттер и философский камень» (в США она вышла под названием «Гарри Поттер и магический камень») — и вполне обоснованно. Юный волшебник появился на свет 26 июня 1997 года, и с тех пор «мальчик, который выжил» стал «кумиром, который прошёл испытание временем».

 

За два десятилетия серия романов про «Гарри Поттер» выросла до семи книг, которые были изданы общим тиражом 450 миллионов экземпляров, включая переводы более чем на шесть десятков языков. Восемь фильмов, снятых по мотивам этих книг, принесли выручку в размере $7 млрд, а игрушки и коллекционные сувениры на тему Гарри Поттера — ещё $7 млрд. Людям определённого возраста и литературных вкусов будет трудно припомнить день, когда мировая аудитория не была околдована творением Роулинг.

 

Именно поэтому меня до сих пор поражают воспоминания о негативном отношении моих студентов к книге «Гарри Поттер и философский камень» осенью 1999 года, когда она впервые появилась в учебном плане курса о популярной литературе «Американские бестселлеры» в Принстонском университете. Этот курс, который я читал с 1993 года, представляет собой обзор популярных сочинений с XVII века до наших дней и призывает студентов задуматься о том, как и почему тем или иным бестселлерам удалось завоевать внимание аудитории. В конце каждого курса — в качестве упражнения в оценке популярных вкусов — я предлагал студентам самим выбрать последнюю книгу для включения в учебный план. В 1999 году они выбрали тот самый первый роман о Гарри Поттере.

 

В тот год на американские берега обрушилась настоящая «поттеромания». В июне американский издатель выпустил вторую книгу «Гарри Поттер и Тайная комната» в твёрдой обложке, а 8 сентября вышла третья книга серии — «Гарри Поттер и узник Азкабана» — одновременно с переизданием «Философского камня» в бумажной обложке.

 

К концу сентября романы Роулинг занимали первые три места в списке художественных бестселлеров газеты New York Times, при этом «Философский камень» был лидером среди книг в бумажной обложке. А журнал Time поместил волшебника в очках на свою обложку. Вы не могли и шага сделать, чтобы не наткнуться на Гарри. Моим студентам не терпелось понять, из-за чего весь этот шум.

 

Из-за мальчика, расстроились они. Для них это был второразрядный вздор, который даже близко не стоил их внимания, особенно в сравнении с любимыми книгами их собственного детства, такими как «Хроники Нарнии» или «Властелин колец». Хотя они вышли из детского возраста всего лишь несколько лет назад, они набросились на «Гарри Поттера» с таким же жаром, как многочисленные взрослые рецензенты, отличавшиеся особенно критическим настроем: «вторично», «плохо написано», «одни клише», «занудство». Для них у Гарри не нашлось ни чуда, ни тепла, ни ума.

 

Антипатия студентов удивила меня, хотя оглядываясь назад, я понимаю, что зря удивлялся. Взрослые с самого начала составляли значительную долю аудитории «Гарри Поттера», но мои студенты оказались в самой неподходящей демографической группе, чтобы оценить разворачивавшийся на их глазах феномен. Они были уже слишком старыми для новых детских книжек, но ещё слишком молодыми, чтобы завести собственных детей (как это случилось со мной как раз в то время). Они быстро пришли к выводу, что, несмотря на текущую популярность, все эти книги вскоре забудутся. Осенью следующего — 2000 года — новая группа студентов тоже выбрала «Философский камень» для включения в учебный план, и, как и их предшественники, они её уверенно раскритиковали.

 

А теперь перенесёмся в весну 2007 года. После перерыва в несколько лет я вновь читал курс «Американские бестселлеры». Когда для моих студентов настало время выбирать последнюю книгу для курса, они предложили «Философский камень». Я приготовился выслушивать критику.

 

Однако на этот раз их рецензии были хвалебными. Эта новая группа, родившаяся в 1986-1989 годах, впервые прочла Роулинг в подростковом возрасте, когда они ещё не были студентами, а значит, они взрослели практически вместе с Гарри, Роном и Гермионой. Всё то же самое произошло и осенью 2010 года. Для обеих групп фраза «Мы выросли с Гарри Поттером» была девизом, а не клеймом. Гарри Поттер забудется? Не при нашей жизни.

 

После 2010 года я читал курс о бестселлерах дважды, и оба раза студенты выбирали для завершения семестра романы не из серии про Гарри Поттера. Устали от него? Вряд ли это так, если судить по отношению к этим романам студентов другого курса, где я также рассказываю о сочинениях Роулинг: «Детская литература». Здесь уже я сам решил включить роман про Гарри Поттера в учебный план. Но вместо «Философского камня» я выбрал книгу «Гарри Поттер и узника Азкабана» — мой любимый роман из всех семи, знаменующий переход этой серии от детской литературы к художественной литературе для юных взрослых, где затрагиваются сложные темы верности, предательства, гнева и милосердия. Кстати, этот роман предпочитают и многие мои студенты.

 

Но как долго будет сохраняться популярность Гарри Поттера? Каждый раз, начиная курс «Детская литература», я провожу опрос: «Какие книги из этого учебного плана вы читали в детстве?». В 2010 году 86% читали «Гарри Поттера и узника Азкабана». В 2012 году эта цифра выросла до 94%. Но затем она начала падать: с 87% в 2014 году до 81% в 2016-м.

 

Это всё ненаучно, я знаю. Но мне любопытно: когда следующей весной я опять начну читать курс «Детская литература», упадёт ли эта цифра ниже 80%? И не окажутся ли студенты 1999 и 2000 годов правы, а книги про Гарри Поттер действительно потеряют значение, так и не став вечной классикой? Или же впереди нас ждёт некая точка равновесия, когда процент прочитавших станет стабильным, прекратив дальнейшее падение?

 

Возможно, 40-летний юбилей Гарри даст нам ответы на эти вопросы. А пока что я буду и дальше с удовольствием приглашать его в свой класс.

Обсуждение
Комментариев: 18
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Пи
Пенсионер из Сибири
21 сентября 2017, 09:41
Гаря потер - это кто?
Э
ЭР
21 сентября 2017, 09:59
...вместе с играми престолов хорошее средство для задержки в развитии...
Армия Подполья Новочебоксарск
21 сентября 2017, 10:06
Серия про Гарри Поттера - хорошие книги для тех, кто хочет научиться читать: для малышей, которые учатся читать по-русски; для изучающих английский, потому что язык книги относительно простой, не особо богатый, то есть читать не сложно.
zwaan
21 сентября 2017, 10:08
Это как корь. Один раз переболеешь - и иммунитет на всю жизнь...
крымнаш
21 сентября 2017, 11:30
zwaan, тут ещё следует обратиться к Карлу Густовичу, с его соционикой. И понять, что нужно интуитам, а что сенсорикам...))
Айдатик
21 сентября 2017, 10:44
это гениально, заработать мильярд, не зная ничего кроме средней школы. слюноистекаю.
Ядовитый Гад
21 сентября 2017, 11:11
Гарри Поттер - откровенно глупая, посредственная книжка. Пользуется популярностью среди молодежи с относительно не высоким интеллектом. Да и то. Пользуется не сама книга с ее сюжетом, а скорее идея - школа магии, борьба магов и т.д. Если бы не агрессивный пиар и фильмы то про книжки эти мало кто бы знал. Как и про Игры Престолов кстати. Такая же ерунда. Те кто вырос на классике исторического и приключенческого жанра читают всю эту жвачку с унынием.
Армия Подполья Новочебоксарск
21 сентября 2017, 11:25
Ядовитый Гад, Всё людям простится, а две вещи не простятся во веки веков: если кто чайник выбросит – нет прощения негодяю, и если кто хулу на нашего Гарри Поттера, на Нарнию и на хоббитов возведёт – нет прощения. Не сыпая ночи, дрючить будем лучами. Ключ – замок – язык.
Борух Шмуль
21 сентября 2017, 12:01
Ядовитый Гад, мнение человека, пишущего "относительно не высоким интеллектом" с раздельным "не"- особенно ценно.:)
Ядовитый Гад
21 сентября 2017, 12:05
Борух Шмуль, Мнение интернетного тролля, который постит тут с разных аккаунтов и делает вид, что не знает о существовании Т9 вообще фиолетово. :))
Борух Шмуль
21 сентября 2017, 12:13
Ядовитый Гад, да я чего, я ничего. Просто забавно, когда человек корчит из себя литературного критика, не освоив при этом школьной программы пятого класса.:)
Ядовитый Гад
21 сентября 2017, 12:21
Борух Шмуль, Так у вас преимущество. Я пишу с планшета, а вы с настольного компьютера. Я пишу в свободное от работы время, а вы пишете на работе. :))
Баритон
21 сентября 2017, 12:33
Я лично приобщился к Поттеру через дочку. На мой взгляд, не надо осуждать попсу. Если попсу пишет хороший писатель, у которого есть что-то за душой, если его книга собрала фан-сообщество, то эта книга неизбежно будет касаться важных вопросов. Что касается серии, то первые две книги - "Камень" и "Комната" - недоделанные, использующие примитивные художественные приёмчики, "Узник" - переходная книга, а вот начиная с "Кубка Огня" в серии появляются серьёзные вопросы, и она становится достойной чтения. Хотя, пожалуй, последняя книга, "Дары Смерти", немного перемудрёная. Читайте, это чтение не будет впустую или во вред. "Поттериана", на мой взгляд, даже лучше, чем схожие по "весовой категории" "Кольца" Толкиена. У Толкиена зло примитивно и христианистично, не каждому будет по вкусу его политизированная ода буржуинству, у Роулинг зло более живое, чувствующее, имеющее свою личность, а содержащиеся в "Поттериане" аллюзии на борьбу с нацизмом выглядят куда более приемлемо для нашей страны, куда лучше ложатся на наш менталитет.
Ядовитый Гад
21 сентября 2017, 13:00
Баритон, Вы зря сравниваете книги про Поттера и те же "Кольца" например. Поттер - это убийственный примитив рассчитанный на аудиторию с таким же примитивным мышлением. Основы книг про Поттера. Причём всех. 1. Его постоянно унижают его родственники. Почему это позволено делать учитывая огромное количество практически всемогущих волшебников - непонятно. Абсолютно искусственно созданная ситуация. 2. Поттер и его друзья постоянно подвергаются незаслуженным наказаниям и унижениям по совершенно надуманным поводам. Просто для того что бы обозначить "несправедливость". 3. Где-то всегда бродит зло, которое все всемогущие волшебники хором боятся и которое Поттер побеждает самыми примитивными методами. И все. Остальное в книге антураж "магического мира" выполненный довольно аляповато. Без действительно глубокого раскрытия характера персонажей и сколько-нибудь реального описания их чувств и эмоций. Немного разбавлена моя писанина "глобальными" проблемами подростковых отношений, расовой дискриминации и социального расслоения общества. Но опять же на примитивном уровне для не слишком одаренных подростков.
Армия Подполья Новочебоксарск
21 сентября 2017, 13:13
Ядовитый Гад, надо понять трудности автора. Она абсолютно ничего не понимает в магии, в работе с энергиями и мыслеформами. Поэтому возмещает это чувством тревоги, переносом на героя личных семейных психологических проблем и элементами аутотренинга и самонастроя. И просто говорит о волшебстве и заклинаниях.
Баритон
21 сентября 2017, 14:37
Ядовитый Гад, короче, единственное, что плохо в "Поттериане" - что Поттера унижают родственники? Ну да, есть такой литературный приём. Его унижает препод, несправедливец Снегг. Да, это вызывает сочувствие. Что дальше? Это плохо? Как ни странно, нет. Подумаешь, несправедливость в семье и школе. О ней пишут многие, и этого совершенно не чуждаются классические писатели. Вопрос в том, как её преодолевает главный герой. А вот он её преодолевает великолепно. Роулинг в последних двух книгах даёт великолепное решение. Она мирит Гарри с Дадли, с которым они всё время конкурировали, приёмный сын и испорченный, избалованный родителями родной сын. Они подают друг другу руки, когда Гарри уходит из своего дома навсегда, в мир, где его ждёт смертельная схватка. И она мирит Гарри с несправедливым, злым преподавателем Снеггом, сначала дав Гарри познакомиться с его личной книгой, по которой тот смог наконец-то освоить его предмет, а потом показав Снегга настоящим борцом за то же дело, за которое Гарри надо было идти на смерть, и человеком, который всегда спасал Гарри от бед, несмотря на ненависть к нему.
Армия Подполья Новочебоксарск
21 сентября 2017, 13:06
Баритон, "христианистично" зло в "Хрониках Нарнии", причём в обескураживающей степени - для тех, кто только смотрел фильм. Фактически, в "Хрониках Нарнии" Лев - это 100%-ная аллюзия на Иисуса Христа, а сама Нарния - это образ Царства Небесного, с точки зрения автора. У Толкиена я этого чувства не помню. Или подзабыл уже.
N9
N 99
22 сентября 2017, 00:21
Отличное произведение и фильмы по нему. Добро с большим трудом побеждает Зло, но всегда должно быть готово к его возрождению. Плюс удивительно отлаженный сюжет, идущий через все книги без всяких нестыковок, любовь мальчиков к девочкам и наоборот, самые различные и неоднозначные характеры. Дж.Роулинг именно из тех писателей, про которых И.Сталин говорил словами Ю.Олеши: "Инженер человеческих душ". Лучшее из известных мне литературных произведений стыка веков.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем