Россия проводит сейчас масштабные военные учения в Белоруссии, которая — что весьма важно — находится на границе с прибалтийскими государствами и Польшей, то есть странами, которым Россия открыто угрожала в последние несколько месяцев. Предполагаемый сценарий — защита от вторжения экстремистов, получающих зарубежную поддержку. Но некоторые эксперты заявляют, что уже наблюдали такое раньше.
Журнал Foreign Policy: «Российские учения часто превращаются в реальность. Маневры «Кавказ» в 2008 году в сущности были подготовкой к вторжению в Грузию. Последние учения «Запад» в 2013 году предваряли вторжение России на Украину. Самые знаменитые учения прошли в 1981 году: тогда масштабные маневры использовались для устрашения коммунистической Польши и подавления движения «Солидарность». Но на этот раз опасения связаны с тем, что российские войска могут использовать учения как предлог для того, чтобы остаться на занятой территории.
В этом случае тот же сценарий с националистами-экстремистами может использоваться для того, чтобы «спасти» Лукашенко или даже свергнуть его. Только официального числа военных — 12700 человек, участвующих в учениях — не будет достаточно для оккупации Белоруссии, но, по некоторым расчетам, там их может находиться в 10 раз больше.
Другие восточноевропейские соседи также взволнованы. У НАТО теперь появились части в Польше и в странах Прибалтики. У Великобритании теперь — 800 военных в Эстонии, у США — до 1000 в Польше. Украина сделала официальное заявление, отметив, что «подобные учения неоднократно использовались для достижения военно-политических целей… Пересечение государственной границы и военное вторжение на территорию Украины не исключено».
Стоит отметить, что Россия провела десятки военных учений в прошлом, и они никому не угрожали. В западной прессе есть тенденция регулярно объявлять о воинственных намерениях России.
Однако в существующей ситуации на себя обращают внимание два факта:
1. Невозможно отрицать, что Владимир Путин становится более агрессивным в своих словах и действиях в отношении прибалтийских государств и бывших восточноевропейских стран Варшавского договора.
2. Пока на Украине держится весьма хрупкий мир, некоторые военные эксперты НАТО видят признаки того, что Россия намерена осуществить масштабное вторжение, чтобы создать пророссийский анклав на востоке.
Военные действия в Белоруссии скорее всего не повлекут за собой реакции НАТО, особенно если они будут проведены так же, как на Украине. Российские «добровольцы», помогающие белорусской армии бороться с «иностранными экстремистами», дают НАТО достаточный предлог, чтобы не вмешиваться. Схожие сценарии в Литве и Латвии было бы сложнее осуществить, но мы не должны недооценивать ни агрессивность Путина, ни нерешительность НАТО.
С Польшей дела обстоят совершенно иначе. У НАТО не было бы иного выбора, кроме вступления в войну. Неужели это то, к чему так стремится Путин? По мнению некоторых аналитиков, Путин знает, что его армия неспособна на данный момент нанести поражение НАТО. Но он продолжает проводить свою программу модернизации армии, и в ближайшем будущем может возникнуть момент, когда условия сложатся в его пользу. Тем временем он попытается опустошить НАТО изнутри, используя разнообразные кризисы в регионе, чтобы отделить США от остальных стран альянса.
Если он добьется в этом успеха, ему не придется воевать. НАТО, уже испытывающая серьезные неприятности, перестанет выполнять свои функции. В этом случае Россию ждет легкая победа в Прибалтике.
Китай, Северная Корея, Иран — все это жизненно важные проблемы США. Однако Россия может быть самым трудным вопросом, стоящим перед президентом и Госдепартаментом. Внимание американского правительства будет еще многие годы занимать проблема мирного развития этих отношений.