Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин недавно предложил разместить миротворческие силы ООН в конфликтной зоне на востоке Украины. Это объявление оказалось неожиданным для международного сообщества, поскольку оно заметно отличается от прежней позиции Путина по вопросу миротворцев. Его предложение позволяет в дипломатическом плане переиграть украинского президента с помощью искусного маневра.

Российский президент Владимир Путин недавно предложил разместить миротворческие силы ООН в конфликтной зоне на востоке Украины. Это объявление оказалось неожиданным для международного сообщества, поскольку оно заметно отличается от существовавшей прежде ограниченной поддержки Путиным миротворцев.


По мнению российского президента, подобный шаг может помочь разрешить этот конфликт. В задачу миротворцев, которые будут размещены в восточной части Украины на шесть месяцев, будет входить обеспечение безопасности безоружных членов мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).


Это предложение позволяет в дипломатическом плане переиграть украинского президента с помощью искусного маневра, хотя именно Петр Порошенко на протяжении двух лет постоянно лоббировал идею о размещении миротворцев в восточной Украине. Теперь его желание может осуществиться, но только на российских условиях.


Тем временем Германия, главный игрок в созданном для разрешения конфликта на Украине Нормандском формате, поддержала российское предложение, и сделано это было немецким министром иностранных дел Зигмаром Габриэлем (Sigmar Gabriel). По его словам, «предложение относительно миссии ООН в восточной Украине показывает, что Россия изменила свою позицию, и мы не должны оставить это без внимания». Однако следует изучить это предложение относительно обоснованности его предполагаемого миротворческого статуса.


Согласно этому предложению, миротворцы должны быть размещены на той линии, которая отделяет украинские войска от поддерживаемых Россией сепаратистов, а не на украинско-российской границе, и, кроме того, в нем содержится несколько условий. Перед размещением миротворцев требуется убрать тяжелые вооружения с линии соприкосновения, а также отвести вооруженные формирования вовлеченных в конфликт сторон. Помимо этого, для достижения предлагаемого разъединения представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик должны быть включены в этот процесс, а такой шаг будет означать де-факто признание этих полугосударственных образований международным сообществом.


Реакция украинской стороны на российское предложение была далеко не восторженной. Заместитель главы Верховной Рады Ирина Геращенко подчеркнула необходимость размещения миротворческих сил на всей оккупированной территории, включая украинско-российскую границу, а не только на демаркационной линии.


Она также заявила, что Россия является агрессором, и поэтому она не должна участвовать в какой-либо миротворческой миссии.


Порошенко назвал российское предложение «странным», однако он заявил, что готов обсуждать любое предложение ООН. Вместе с тем он отметил, что любые миротворческие силы не должны обеспечивать продолжение российской оккупации Украины. Хотя ответ влиятельных украинских политиков был однозначным, он, тем не менее, ставит Порошенко и более широкие круги украинского руководства в сложное положение с учетом обязательств, желаний и Соглашения Минск II.


Российское предложение было сделано в контексте Соглашения Минск II, которое пока не обеспечило никакого прорыва, хотя этот конфликт вступает уже в свой четвертый год, и связано это с давно ведущимся спором относительно обязательств каждой из сторон. Обе они постоянно нарушают договоренность о прекращении огня, Россия не отвела свои тяжелые вооружения от линии фронта, несмотря на западные санкции, а Украина пока сталкивается с политическими трудностями в том, что касается выполнения положений об избирательном законе и специальном статусе Донбасса, остающегося под контролем сепаратистов.

 

Тем не менее, Минск II будет оставаться основной рамкой для урегулирования этого конфликта, если только не произойдет радикального изменения в украинско-российских отношениях. Все это оказывает давление на Петра Порошенко, который был избран для того, чтобы установить мир на Украине. Хотя сам Порошенко в прошлом году намекнул на желание разместить миротворцев ООН в зоне конфликта, его предложение не нашло поддержки из-за оппозиции Москвы в ООН. Но в данном случае в уравнение может быть включена реал-политика, и Порошенко могут заставить через некоторое время поддержать измененную форму российского предложения.


Тот язык, который используется в предложении о миротворцах, может быть воспринят как свидетельство незначительного смягчения позиции Москвы в отношении этого конфликта. Требование об отводе тяжелых вооружений может свидетельствовать о том, что Россия хочет отойти от конфликта, который, не утратив своей интенсивности, стал уже относительно холодным и дорогостоящим с точки зрения людских ресурсов, крови и расходов при незначительной отдаче.


Подобного рода шаг подтверждает мнение о великом стратегическом уме Путина — это предложение намекает на какое-то более значительное благо, но в реальности пользу от него получает только Россия. Конечно, реальная ситуация несколько иная. Предложение Путина можно рассматривать как попытку получить рычаги давления в отношениях России с западными партнерами Украины, но в то же время оно направлено на раскол их единства по вопросу мирного урегулирования.


В России скоро будут проходить президентские выборы, и Путин хочет использовать внешнюю политику для консолидации своей поддержки внутри страны. Это, конечно же, означает, что существует мало шансов на значительное стратегическое изменение российской политики в отношении Украины. Кроме того, размещение российских миротворцев на демаркационной линии будет содействовать укреплению российского контроля над этими территориями, чего опасаются высокопоставленные украинские политики.


Что бы ни говорилось о разрядке по поводу Украины, Нормандский формат, на самом деле, особых результатов не демонстрирует, и поэтому и Украина, и ООН в целом должны серьезно рассмотреть более широкие аспекты предложения о миротворцах. Законные миротворческие силы с соответствующим мандатом могут существенным образом стабилизировать этот конфликт, но это может произойти только в том случае, если они будут размещены во всем конфликтном регионе и будут находиться там больше шести месяцев.


Согласившись с этим предложением в его нынешнем виде, Украина, вероятно, будет вынуждена пойти на уступки, тогда как стабильность не укрепится, и не будет прогресса в достижении мирного урегулирования. Украина не может себе позволить проиграть на дипломатическом фронте, но именно этим и может закончиться реализация данного предложения.


Кэмерон Гибсон является постоянным автором журнала New Eastern Europe.