Величественные призывы к всеобщему миру и к глобальной поддержке ООН основаны на идее о том, что безопасность и процветание всех стран возможно только в условиях мира. У ООН — далеко не лучшая репутация в вопросах предотвращения кризисов, но ее вклад в дело здравоохранения и образования существенно помогает международному развитию, а ее ведомства продолжают сокращать людские потери в ходе конфликтов.
Президент Дональд Трамп смотрит на это несколько иначе. Выступая во вторник со своей первой речью на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, он отдал должное «прекрасной концепции» этой организации. Но вряд ли есть основания говорить о том, что он изменил свои взгляды на этот институт, который когда-то высмеивал, называя клубом, где «люди собираются, беседуют и хорошо проводят время».
В своей речи Трамп ясно дал понять, что не считает инвестиции в мир во всем мире и в развитие чем-то таким, что укрепит безопасность его страны и сделает ее богаче. Отметив, что США вносят львиную долю в бюджет ООН (22%), он заявил: «Ни одна страна мира не должна нести несоразмерную долю нагрузки как в финансовом, так и в военном отношении». Он не против полезной работы ООН, как не против и полезной деятельности НАТО. Он просто думает, что взносы США не окупаются, и хочет, чтобы другие страны платили больше.
Но для решения проблем климатических изменений, кибербезопасности, здравоохранения и других вопросов общемирового характера миру нужна площадка, на которой собираются сильные мира сего для принятия решений. Трамп не верит в принцип многосторонних отношений и не заинтересован в такой ответственности. ЕС в одиночку это не осилит, а Китаю пока недостает международного веса. Этим и другим странам нужна Организация Объединенных Наций, которая способна выполнить данную миссию.
Антониу Гутерреш, занимающий пост Генерального секретаря с января этого года, — как раз тот человек, который может это сделать. Он — полная противоположность Трампу. У него ум аналитика, а не силовика. Он избегает политической напыщенности, из-за которой человек надолго наживает себе как друзей, так и врагов. Будучи социалистом и экс-премьером Португалии, он поддерживает такую европейскую ценность как коллективное принятие решений. Как бывший Верховный комиссар ООН по делам беженцев, он понимает, какую высокую цену человечество платит за конфликты в мире. У него хорошие отношения как с США, так и с Китаем. Он придает новое, особое значение прозрачности, которая так необходима в деятельности ООН и ее бюрократического аппарата. Этого недостаточно для реформирования не справляющегося со своими обязанностями Совета Безопасности ООН, где обладающие правом вето члены подрывают решения самых сложных проблем. Только Ким Чен Ын, но не Гутерреш, может подтолкнуть США и Китай к совместной работе над решением проблем Северной Кореи. Но в других важных вопросах ООН — это самый лучший и надежный механизм для урегулирования глобальных кризисов в эпоху Трампа.