Можно ли умереть из-за стакана воды? В Пакистане — да, если ты исповедуешь христианство. Это, к сожалению, пришлось узнать родителям и другим членам семьи Шарона Масиха, подростка, убитого в школе одноклассниками в городе Буревала (недалеко от Мултана) на юге Пакистана.
Шарон был единственным христианином в классе, состоявшем из мусульман. Он стал мишенью для издевательств группы хулиганов, которые высмеивали его, используя в качестве повода его религиозную принадлежность. Его «вина» состояла в том, что он зачерпнул стакан воды из сосуда, откуда воду могли брать только мусульмане. «Чура, ты не должен был этого делать», — заявили ему одноклассники, используя кастовое пренебрежительное обращение «чура», которым на «земле чистых» (в Пакистане) называют христиан, считающихся «нечистыми», «грязными», «неприкасаемыми».
«Шарон был убит из-за распространенного в обществе презрения к меньшинствам. Этот печальный случай напоминает произошедшее с Азией Биби, приговоренной к смерти за богохульство: ее тоже обвинили и осудили за стакан воды. Оба случая кончились трагедией и являются позором для государства», — отмечает в разговоре с нашим изданием христианский адвокат Сардар Муштак Гиль.
По мнению юриста, предложившего свои услуги семье Шарона и занимающегося теперь этим делом, очень серьезного рассмотрения требует поведение учителя-мусульманина Раны Сурбланда Хана, который, как говорит Гиль, «поддержал насилие, заявив при этом полиции, что не видел избиения, так как был занят чтением газеты».
Отец Шарона Масиха утверждает, что в основе этого происшествия лежит «религиозный фанатизм», и указывает на ответственность учителя.
Убийство, произошедшее 30 августа, спровоцировало возмущение в обществе, сообщения о нем дошли даже до национального парламента Пакистана, где христианский парламентарий Халил Георг, выступая 12 сентября, сказал: «Необходимо срочно принимать меры. Я обратился ко всем членам национального собрания о том, чтобы приоритетным вопросом стал пересмотр школьной программы в Пакистане, а также введение во всех государственных школах любого порядка и уровня предмета о межрелигиозном мире». Этот эпизод, подчеркивает Георг, «демонстрирует, что нетерпимость и религиозная ненависть по отношению к меньшинствам очень глубоко прижились в сознании учеников из-за учебных программ, а детей, напротив, необходимо готовить к совместному проживанию в обществе». В случае Масиха, добавляет он, «срочно необходимо принимать серьезные меры против тех, кто несет за это ответственность». Он рассказал, что подал официальный запрос правительству назвать именем Шарона Масиха ту школу, в которой юноша стал жертвой самосуда.
Как сообщает ватиканское информационное агентство Fides, католические епископы Пакистана заняли решительную позицию, осудив правительство за то, что оно оставляет без внимания качество образовательной системы: «Мы живем в обществе, где среди учеников распространяется ненависть, агрессия, нетерпимость к кастам, убеждениям, религиям и социальному статусу», — написали они.
Епископ Джозеф Аршад, председатель национальной комиссии «Справедливость и мир» прокомментировал это так: «Этот эпизод может показаться банальной ссорой между подростками, но в действительности его причиной стало нечеловеческое отношение к меньшинствам и общинам, вытесненным за пределы общества. Мы выражаем глубокую озабоченность крайней небрежностью школьных властей, которые должны избегать дискриминации в классе, особенно, когда ученик становится жертвой домогательств и насилия из-за своей веры».
Это разбирательство затрагивает «больное место» Пакистана — нетерпимость в школьных классах. Как объяснил нашему изданию профессор-католик Анджум Джеймс Пол, основавший Ассоциацию учителей миноритарных сообществ, «многие используемые в школе учебники предлагают ученикам искаженную картину мира, подпитывая ненависть и дискриминацию по отношению к немусульманам».
«Мы пытаемся убедить правительство вмешаться, чтобы искоренить предрассудки, а не подогревать их. Необходимо провести совместную работу, чтобы Пакистан стал государством, где религиозные меньшинства чувствуют себя по-настоящему неотъемлемой частью общества», — считает он.