Сахалин очень старается привлекать туристов из Японии. Администрация острова популяризирует здания, которые были построены в японский период, а также нетронутую природу. Благодаря разработке нефтяных и газовых месторождений доходы жителей Сахалина не самые маленькие в России. Безопасность также находится на высоком уровне. Цель в том, чтобы сделать туризм новым столпом экономики.
После Русско-японской войны в период с 1905 по 1945 год южная часть Сахалина принадлежала Японии. В Южно-Сахалинске (Тоёхара) сохранились такие японские постройки тех времен, как Сахалинский областной государственный художественный музей (отделение Колониального банка Японии «Хоккайдо Такусёку»).
«На стене есть герб с изображением хризантемы. Интересно то, что сохранились напоминания о японском периоде», — говорит госслужащий из Вакканая Асука Ивадзаки (Asuka Iwazaki), посетивший Сахалинский государственный областной краеведческий музей (Бывший музей Карафуто), крыша которого покрыта черепицей в японском стиле.
Также весьма привлекательна нетронутая природа, например, Пик Чехова, расположенный недалеко от Южно-Сахалинска. «Здесь не так много людей, как в Японии. Прелесть в том, что можно свободно наслаждаться природой», — отмечает русский гид.
Кроме того, есть основа для развития курортов. Горнолыжный курорт «Горный воздух», расположенный в Южно-Сахалинске, заключил коммерческий союз с японской компанией Rusutsu Resort из поселка Русуцу. «Мы строим трассы и кафе, стремимся стать дальневосточным курортом», — говорит начальник Агентства по туризму Сахалинской области Иванова Наталья.
Япония и Сахалин соединены воздушным сообщением. Также в летнее время между Корсаковым и Вакканаем курсирует туристическое судно. Путь в один конец занимает около четырех с половиной часов. Между тем в Корсакове рядом с портом нет ни станций, ни автобусных остановок. Управляющий директор АО «Хоккайдо Сахалин Лайн» Кадзухиро Хинатадэра (Kazuhiro Hinatadera) отмечает: «Задача в том, чтобы создать систему для приема туристов. Необходима массовость, чтобы не приходилось платить за автомобиль и переводчика».
Планируется упростить визовый режим для иностранцев, однако пока до этого еще далеко. «Сложность оформления визы — одна из причин, по которой японские туристы отказываются от поездки на Сахалин. Хотелось бы, чтобы реформы были реализованы как можно быстрее», — надеется директор южносахалинской туристической компании Татьяна Воробьева.