На 14-й ежегодной конференции «Ялтинская европейская стратегия» было полно вина, водки и панибратства. Там 350 бывших и действующих чиновников, дипломатов, академиков и бизнесменов поклялись поддерживать Украину — государство, в котором проживают 45 миллионов человек и которое было втянуто в вялотекущую войну с соседней Россией, продолжающуюся уже более трех с половиной лет.
С момента путинского вторжения 2014 года и незаконной аннексии украинского полуострова Крым эти конференции проводились не в Ялте, курортном городе на южном побережье Крыма и Черного моря, а в столице Украины Киеве.
В этом году участники конференции произносили тосты за огромный потенциал Украины даже в условиях оккупации, войны и после гибели почти 10 тысяч человек. Участники в очередной раз поклялись поддерживать президента Петра Порошенко в борьбе против российских сил. Виктор Пинчук, прозападный украинский олигарх, организовавший мероприятие, чтобы способствовать укреплению связей Украины с Европой и Западом, высказал надежду на возвращение участников конференции на будущий год, в ее 15-й юбилей, в Ялту. Однако во время мероприятий неоднократно чувствовалось беспокойство, связанное с перспективами Украины, с тем, сможет ли страна сохранить свою свободу, независимость и прозападное направление развития.
Основной темой встречи был вопрос о том, как оказать давление на Россию и освободить от ее оккупации около 7% украинской территории. Хочется, чтобы эти результаты были достигнуты в ходе переговоров. Если это не удастся, придется прибегнуть к усилению санкций и к покупке у США средств обороны, о чем уже просил президент Украины Порошенко.
Несмотря на эту браваду, бывший директор ЦРУ и министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) предположил на конференции, что господин Путин не рассчитал силы России, вторгнувшись на Украину. Гейтс считает, что Путин не сможет модернизировать свои военные силы и расширить территорию страны из-за крайне истощенной экономики.
Он назвал это «советской ловушкой». Следовательно, как считает он и другие эксперты, Путин, возможно, ищет способ освободиться от санкций, препятствующих росту России. Господин Гейтс отметил, что даже в 2013 году, когда российская нефть продавалась за 107 долларов за баррель, экономический рост России составил всего 1,4%.
Несколько дипломатов были поражены заявлением Путина о его поддержке идеи введения по просьбе президента Порошенко «миротворческих сил» на оспариваемую территорию. В то время как господин Гейтс и бывший госсекретарь Джон Керри (John Kerry) отвергли путинский вариант введения миротворцев, оба поддержали прямые переговоры с целью выяснить, не намерен ли он покинуть если не Крым, то хотя бы часть территории Донбасса, восточного промышленного центра Украины. Российские дипломаты сообщили по неофициальным каналам, что Москва, возможно, хочет оставить Донецк — ту часть Донбасскв, где российская оккупация все стремительнее теряет поддержку населения даже среди русскоговорящих украинцев, которым раньше нравилось овеянное ностальгией возвращение к матушке России. Безработица в некоторых оккупированных Россией районах достигает 60%.
Некоторые участники конференции добавили, что если господин Путин не пойдет навстречу, президент Дональд Трамп может одобрить продажу смертоносных «средств обороны» Украине, как об этом давно просил президент Украины Порошенко.
Помимо вопроса о том, как лучше урегулировать отношения с Россией, участники конференции подняли внутриполитические проблемы Украины и вопрос о том, достаточно ли быстро президент Порошенко проводит реформы в стране. Оптимисты — например, Андерс Аслунд (Anders Aslund) из Атлантического совета в Вашингтоне — утверждал, что для Украины успешно закончился первый налоговый квартал этого года, учитывая трудные обстоятельства: экспорт вырос на 25%, строительство — на 16%, а розничные продажи — на 8%. Дефицит Украины теперь оказался «под контролем», а страна достигла скромного экономического роста в 2,5%.
Другие участники были не столь оптимистичны, утверждая, что господин Порошенко не смог или не пожелал проводить реформы достаточно быстро и достаточно глубоко, чтобы удовлетворить критиков, количество которых стремительно растет — особенно среди молодых украинцев, обвиняющих его в коррупции и блокировании реформ. Критики ругают его за назначение двух бывших бизнес-партнеров на посты, связанные с засекреченными военными расходами, которые теперь составляют 5% от ВВП страны.
Порошенко критиковали также за рост числа в столице Украины кондитерских магазинов принадлежащей ему компании «Рошен», благодаря которой он стал олигархом и «шоколадным королем» страны.
Курт Волкер (Kurt Volker), специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Украины, недавно призвал его сосредоточиться на усилении «верховенства права… при вашем управлении страной, потому что Украина должна стать успешным государством, если она намерена противостоять такой агрессии со стороны России».
Совершенно очевидно, что у страны заканчивается запас терпения. На Украине — низкая рождаемость и высокий уровень эмиграции. Ежегодная смертность на Украине превышает рождаемость. По оценкам Мартина Шумахера (Martin Schumacher), возглавляющего отделение международной сети оптовой торговли Metro Cash and Carry на Украине, около пяти миллионов украинцев уже уехали из страны на заработки, почти 200 тысяч эмигрируют ежегодно. «Здесь нет практически никакой иммиграции», — сказал он. Рабочий может зарабатывать в Польше втрое больше, чем на Украине. Уровень зарплат в Германии в среднем выше в десять раз.
Однако некоторые из самых суровых критиков правительства говорят, что у них не вызывает сомнений стремление их поколения сделать Украину более свободной и прозрачной: «Мы бедные, — сказал активист парламента Сергей Лещенко. — Но интересные в очень скучной Европе. Мы никуда не уедем».