На минувшей неделе активно развивался сюжет с возможными миротворцами на Донбассе. Пожалуй, самым интригующим фактом стала запись в Твиттере действующего председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Австрии Себастьяна Курца, датированная еще вечером 11 сентября: «Приветствую переговоры между канцлером Меркель и президентом Путиным по поводу улучшения безопасности СММ ОБСЕ в Украине. Инициативы, в том числе со стороны ООН, по усилению безопасности наблюдателей СММ, необходимы».
Таков наиболее точный перевод записи, которая для большей доступности была сделана Курцем на английском, а не на его родном немецком, которым он обычно пользуется в соцсети. А в ряде украинских источников сообщалось, что австрийский министр приветствует не переговоры, а договоренности между российским президентом и германским канцлером. Поэтому создавалось впечатление, что в информации о телефонном разговоре Путина и Меркель остались за кадром какие-то важные вещи, о которых, однако, австрийский министр знает в силу тесных отношений Вены и Берлина.
Но даже точный перевод его высказывания все равно наводит на многозначительные выводы. Из него однозначно следует, что Курц считает привлечение миротворцев ООН для защиты миссии ОБСЕ хорошей идеей. А раз так, то получается, что он одобряет формат миссии, предложенный Путиным, а не тот мандат, за который выступают в Киеве, а также многие деятели на Западе, — т. е. миротворческую охрану неподконтрольного участка украинско-российской границы и заполнение всех неподконтрольных территорий «голубыми касками».
Разумеется, как нынешний глава ОБСЕ Курц имеет особую заинтересованность в повышении безопасности миротворцев. Но объективно работа СММ не так уж и опасна, и австрийский министр вполне мог высказываться не столь однозначно. Ну а поскольку политический вес альпийской республики в Евросоюзе невелик, то можно было допускать, что Курц не просто высказывает свою точку зрению, но и ретранслирует германскую позицию.
В любом случае крайне трудно представить, чтобы он мог написать нечто, что не нравится Берлину. Однако, как видно из официального пресс-релиза Меркель и ее дальнейших высказываний, она приняла ход Путина (предложение расширить миротворческую охрану СММ всей территорией ее патрулирования в Донбассе) без замечаний в его адрес. Ну а на прошедших после этого разговора правительственных пресс-конференциях в Берлине о «голубых касках» в Донбассе не упоминалось. Хотя до этого подробно изложенная позиция и представителя правительства Штефана Зайберта, и его зама Ульрики Деммер, и представителя Мартина Шефера была идентичной и соответствовала позиции Киева.
Поэтому допустимо предполагать, что Меркель могла в итоге решить, что российское предложение — при всех его недостатках — это все же шаг вперед, и если попробовать уговорить Украину, оно может стать базой для консенсуса или хотя бы для продвижения вперед. Но и Киев должен делать встречные шаги.
В русле такой гипотезы надо рассматривать и статью в близкой к партии канцлера газете «Ди Вельт» от 13 сентября. С одной стороны, у нее характерный заголовок «Отравленный подарок Путина для Украины», и автор дает понять, что разделяет все замечания украинского президента к российскому плану. Но с другой стороны — итоговые выводы таковы:
«Если Порошенко не согласится на переговоры с Путиным, он рискует еще больше подорвать свой международный имидж. Порошенко, после странного спора о лишении гражданства своего бывшего соратника Михаила Саакашвили, обвиняют в авторитарном стиле руководства. Порошенко следует опасаться выступать с максималистскими требованиями. В особенности теперь, когда Путин представил себя как политик, особенно готовый к компромиссам… Если Порошенко не воспользуется предложением Путина, то у его западных партнеров будет предлог обвинить его в недостаточной готовности к кооперации и заставить его пойти на компромисс с Москвой. Теперь дело за Киевом».
Поскольку публичная позиция Киева в отношении мандата миротворцев общеизвестна, то статья легко читается как призыв к Порошенко не упорствовать и не настаивать на этой позиции, а сделать шаг навстречу, ибо в Германии будут разочарованы, если в данном случае украинский президент выступит в роли «мистера «Нет» (как в свое время называли министра иностранных дел СССР Андрея Громыко).
Однако позиция Киева никак не сдвинулась. Напротив, на состоявшейся в конце прошлой недели ежегодной конференции «Ялтинской европейской стратегии» (YES) — в Киеве все видные западные гости, касаясь этой темы, подкрепляли позицию Порошенко. Речь идет и о бывших премьерах Великобритании Дэвиде Кэмероне и Тони Блэре, и о бывшем госсекретаре США Джоне Керри, и о бывшем представителе США в ООН Джоне Болтоне.
Последнего, впрочем, в отличие от трех предшествующих фигур нельзя относить только к бывшим. Болтон рассматривался Трампом в качестве одного из кандидатов на пост госсекретаря. Об этом говорил лично нынешний президент до своей инаугурации. Причем, как утверждала 22 декабря 2016 г. газета «Индепендент» со ссылкой на анонимных близких сотрудников Трампа, кандидатура Болтона была отклонена не по политическим мотивам, а исключительно из-за его… «пышных усов».
Но есть все основания считать, что Болтон остался в кадровом резерве на эту должность. Ну а кадры в Белом доме меняются быстро. Поэтому стоит воспроизвести то, что сказал дипломат агентству «Интерфакс-Украина» в кулуарах конференции:
«Введение миротворцев плохая идея. Почему вы хотите большего вовлечения России в дела Украины? Россия один из пяти постоянных членов СовБеза ООН, и ничего не произойдет с этими миротворцами, если Россия этого не захочет. Она будет влиять на них… Миротворцы ООН не решают конфликты, а замораживают их. Если вы уверены, что хотите, чтобы Донбасс постоянно оставался в руках тех людей, которые его контролируют, — введите туда миротворческую миссию». И само агентство добавляет: «Д. Болтон отметил, что решить ситуацию на Донбассе можно через силу».
Т. е. дипломат излагал куда более радикальную позицию, чем выражает в этом вопросе Порошенко, но она наверняка должна понравиться «Самопомочі» и другим любителям силового решения. Ведь если украинский президент рассуждает о правильном и неправильном мандате для миротворцев, то согласно мнению американского гостя любой миротворческий контингент ООН — это плохо.
Безусловно, Болтон (несмотря на его перспективность) все же сейчас отставник. Но позиция спецпредставителя США по переговорам по Украине Курта Волкера практически совпадала с позицией Киева по Донбассу и не только в вопросе о миротворцах. Вот ключевые моменты позиции Волкера:
Никаких переговоров с «ДНР» и «ЛНР» (хотя переговоры с представителями отдельных районов прописаны в Минских соглашениях): «Мы не говорим с «властями» Абхазии или Южной Осетии… надо понимать, что это (конфликт на Донбассе. — А. П.) не является независимым этническим восстанием или гражданской войной, это не так. Есть внешняя сила, которая использует некоторое местное население в качестве прикрытия для того, чтобы создать такую ситуацию.
Они (Россия. — А. П.) хотят от нас того, что вы говорите (вести переговоры с самопровозглашенными республиками. — А. П.), поскольку это освобождает Россию от какой-либо ответственности, и хотят сделать так, чтобы мы застряли в переговорах с этими людьми, которые ничего не решают, но нам нужны стратегические решения».
И далее — о мандате миротворческой миссии. Предложение Путина было названо интересным и заслуживающим изучения. Но «детали того, что было предложено, я думаю, на самом деле еще больше разделят Украину, а не решат проблему. Если мы сможем прийти к обсуждению международных сил для обеспечения безопасности, которые заменят российские силы и будут проводить мониторинг тяжелого вооружения и контролировать границу, — это будет существенным шагом вперед, базой для реализации Минских соглашений и восстановления территориальной целостности».
Т. е. речь идет о том, чтобы миротворцы стояли в Донбассе вместо находящихся на неподконтрольной территории формирований, ведь слова Волкера о замене российских войск и означают полный вывод этих формирований из Донбасса, поскольку просматривается прозрачный намек на то, что для нынешней американской администрации все они являются российскими войсками, независимо от того, как они формально именуются и кем себя считают их участники.
Кстати, точно такой же тезис проводится в проекте закона о реинтеграции Донбасса в том его виде, в каком он просачивался в печать в середине июля (официально этот документ не подан в парламент). В состав российской армии зачислялись и «вооруженные банды». Так, там, в частности, говорилось, что в Донбассе находятся: «вооруженные силы Российской Федерации, которые состоят из регулярных частей и подразделений, российских советников и инструкторов, нерегулярных незаконных вооруженных формирований, вооруженных банд и групп наемников, созданных, подчиненных, управляемых и финансируемых Российской Федерацией».
Все эти слова более чем красноречивы. Поэтому недоумение вызывали попытки трактовать высказывания Волкера на YES в духе обанкротившейся концепции «большой сделки» Путина и Трампа, как, например, это делает издание «Страна»:
«Спецпредставитель государственного департамента США Курт Волкер предупредил, что успех миротворческой миссии на Донбассе будет означать переход к выполнению Украиной политической части Минских договоренностей… Похоже, к некоему компромиссу хочет склонить украинскую элиту и Волкер. Вчера он заявил, что Украина не готова к вступлению в НАТО, больше того — не готова даже больше, чем Грузия. Что, по сути, является предупреждением: не пойдете на компромиссы, будете разгребаться с Россией сами. Услышит ли украинская власть Волкера — можно будет судить по публичным заявлениям».
Но какие-либо высказывания американского дипломата относительно Донбасса при этом закономерно не упоминаются: их цитирование разрушило бы концепцию.
Ну а для самого Волкера слова о НАТО были явно второстепенными. Ибо в отличие от тезисов по Донбассу он не воспроизвел их в собственном Твиттере, которым обзавелся лишь в связи с новой должностью. До сентября дипломат не пользовался этой сетью.
Заключительным же штрихом стал отказ США и Украины работать по российскому проекту резолюции СовБеза, о чем сообщил вечером 17 сентября российский постпред в ООН Василий Небензя, добавивший, что стороны представят поправки, а Украина, возможно, и контрпроект.
Т. о. налицо закономерное единство Киева и Вашингтона, для которого Россия и при новой администрации остается главным врагом. Ну а поскольку согласие Москвы с возможными поправками трудно предвидеть, то, похоже, что вся интрига с миротворцами скоро кончится без какого-либо результата.