Референдум о независимости в Иракском Курдистане, стартовавший 25 сентября, проводится в условиях серьезнейшего регионального напряжения, когда почти все соседние страны выступают против независимости курдов Ирака.
Иракские курды, между тем, голосуют на 12 тысячах избирательных участков на территории Иракского Курдистана. В референдуме участвуют 5 миллионов 200 тысяч избирателей. Из них 1,2 миллионав столице — Эрбиле, 1,28 млн — в Сулеймание, 800 тысяч — в Дауке, 750 тысяч — в Мосуле. В населенном туркменами Киркуке проголосует 750 тысяч избирателей.
Примечательно, что референдум о независимости Иракского Курдистана проходит в негативной атмосфере, при отрицательном отношении региональных и мировых держав.
Если США и Евросоюз просто призывали курдов Ирака отложить референдум о независимости, чтобы еще больше не напрягать ситуацию в регионе, то Иран, Турция и Ирак выступили категорически против независимости Иракского Курдистана. Эти государства уже приступили к делу и применили целый набор инструментов для оказания давления на государственную единицу, заявившую о желании стать независимой. Турция стала стянула войска к границе с Ираком и обсуждает возможность применения новых санкций, Иран начал военные учения и по требованию Багдада прекратил воздушное сообщение с Иракским Курдистаном.
«Турция не признает этот референдум, лишенный какой-либо правовой основы. Турция, согласно международному праву и законам, принятым турецким парламентом, будет отстаивать свои национальные интересы», — говорится в заявлении.
Министерство иностранных дел Турции призвало своих граждан покинуть территорию Иракского Курдистана, где сегодня, 25 сентября, проводится референдум о независимости, сообщает турецкое издание «Миллийет». Одновременно, в Турции проходят широкомасштабные акции против курдского референдума. Активисты националистического крыла вышли на улицы в столице Анкаре, Стамбуле, Измире, Адане, Бурсе и других городах, пишет «Джумхуриейет».
Эту проблему по телефону обсудили президенты Турции и Ирана Реджеп Тайип Эрдоган и Хасан Роухани, стороны выразили озабоченность в связи с референдумом о независимости в Иракском Курдистане. «Оба лидера отметили, что референдум приведет к хаосу в регионе, они отметили то важное значение, которое придают территориальной целостности Ирака», — говорится в официальном сообщении.
Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, говоря о референдуме, не исключил возможность вмешательства Турции в случае его проведения. Премьер Турции подчеркнул, что они готовы нейтрализовать любую опасность, угрожающую их границам. Он также заявил, что против Иракского Курдистана может быть применен ряд экономических и политических санкций.
Опасения Турции и Ирана, связанные с независимостью Иракского Курдистана, в первую очередь, по мнению экспертов, связаны со внутренними страхами. В обеих странах есть большие, населенные курдамы регионы, граничащие с Иракским Курдистаном, где происходят некоторые процессы. В этом плане становление независимости Иракского Курдистана может стать заразительным для курдских регионов этих стран. Особенно в Турции курдский вопрос очень обострился за последние два года, а в Сирии курды, можно сказать, являются де-факто независимыми и не подчиняются Дамаску.
Уже долгое время Турция ведет боевые действия против Рабочей партии Курдистана в восточных, населенных курдами провинциях.
В тоже время, однако, Иракский Курдистан не ожидает военной конфронтации с армией Ирака после проведения референдума о независимости от Багдада. Об этом заявил руководитель автономии Масуд Барзани.
«Мы нисколько не думаем о военном конфликте, мы готовы отразить агрессию, но не иракской армии. Мы осуществляем систематизацию между пешмергой и армией, следовательно я со своей стороны подтверждаю, что мы не думаем об этом (о столкновении с иракской армией)», — во время пресс-конференции сказал курдский лидер.
По его словам, после проведения референдума о независимости Иракского Курдистана Эрбил будет готов к длительным переговорам с Багдадом.
«Я желаю подчеркнуть, что этот референдум не проводится для определения границ. После окончания голосования мы готовы начать длительный процесс диалога с Багдадом, предоставить необходимое время — 1-2 года, чтобы они нашли формулу добрососедства», — сказал курдский лидер.