Пока в Венесуэле продолжается кризис, некоторые государства, оказывавшие поддержку правительству Мадуро ищут более стабильных партнеров. Для России сейчас приоритетом в Западном полушарии стала другая страна, Никарагуа.
Последние встречи высокопоставленных представителей Манагуа и Москвы свидетельствуют о теплых дипломатических отношениях между странами. Только в сентябре Густаво Поррас (Gustavo Porras), председатель национального собрания, встретился с членом государственной думы Сергеем Железняком при его визите в Никарагуа.
Россия в течение нескольких лет продает Никарагуа вооружение. В прошлом году страна получила 50 боевых танков Т-72, а также другие виды тяжелой военной техники. Страна в отличие от Венесуэлы не тратила миллиарды долларов на российскую военную технику, но такие сделки способствуют продвижению сотрудничества в сфере обороны.
Россия и Никарагуа могут вскоре провести небольшие учения: в апреле представители российских воздушно-десантных войск побывали в Никарагуа, чтобы обсудить эту возможность. Президент страны Даниэль Ортега (Daniel Ortega) рассказал об отношениях его правительства с Москвой 1 сентября на праздновании юбилея армии Никарагуа. Он заявил, что, одержав победу на выборах в 2006 году, обратился к Москве и Вашингтону с связи с необходимостью замены устаревшей военной техники, а ответ получил от Москвы.
Последний пример двусторонних отношений — это мониторинговый центр в Нехапе (недалеко от Манагуа), часть спутниковой системы ГЛОНАСС. Центр был открыт в апреле этого года.
Что касается будущего отношений между Манагуа и Москвой, важно подчеркнуть, что президент Ортега был вновь избран в ноябре 2016 года на пятилетний срок. У власти он находится с 2007 года. Учитывая возраст президента (ему 71 год), будет интересно наблюдать, что произойдет после окончания срока его полномочий.
При этом стоит отметить, что первая леди страны Росарио Мурильо (Rosario Murillo) теперь занимает пост вице-президента, и можно говорить о формировании династии Ортега. В этом есть определенная ирония, учитывая, что именно Ортега положил конец династии Сомоса.
Что касается места России во внешней политике Никарагуа, то стоит сказать, что в последние годы президент Ортега обращался за помощью к различным правительствам. Не так давно таинственная организация HKND приступила к проекту строительства трансокеанского канала, проходящего через Никарагуа. Распространено мнение, что эта компания каким-то образом связана с Пекином, но стоит отметить, что Никарагуа поддерживает отношения с Тайванем, а не с КНР.
Несмотря на дружбу президента Ортеги с Москвой, его правительство поддерживает отношения и с Вашингтоном. Наглядной иллюстрацией этого является то, что 3 апреля армия Никарагуа объявила о проведении военно-морских учений с участием американского судна береговой охраны Reliance и ВМФ Никарагуа. Это происходит несмотря на то, что двусторонние отношения на данный момент далеки от дружеских. В 2016 году из Никарагуа выслали трех американских дипломатов.
Так какие выгоды могут быть сделаны об отношениях между Россией и Никарагуа? Россия получит союзника и сможет проецировать свое влияние на соседние страны этого региона. Десятки лет назад Куба была ближайшим соратником России в Западном полушарии. Десять лет назад им была Венесуэла. Теперь самым надежным и близким другом России в регионе, вполне возможно, является Никарагуа.
Внешнеполитическая стратегия Никарагуа находится под воздействием эпохи холодной войны, однако не только это влияет на ее развитие. Президент стремится сохранить свою власть (в 2015 году его правительство приняло закон, не ограничивающий максимальный срок нахождения у власти) и оставить наследие, примером которого может стать трансокеанский канал. Это значит, что он стремится наладить отношения не только с Москвой, но и с различными мировыми державами, обращаясь к ним за помощью.
Эта великая геополитическая партия на самом деле напоминает заурядную игру в музыкальные стулья. Теперь для Никарагуа пришло время стать страной, на которую обратила внимание Россия.