После долгих месяцев конфронтации, когда звучали гневные заявления, выдворялись дипломаты и закрывались консульства, американские и российские официальные лица тихо положили конец взаимным ударам двух стран, и теперь представители США думают о том, чтобы реализовать часть мартовского предложения России об укреплении контактов между военными.
Улучшению отношений предшествовали переговоры между госсекретарем Рексом Тиллерсоном и российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, которые состоялись на прошлой неделе на полях Генеральной Ассамблеи ООН.
Американские представители на протяжении нескольких недель готовились к тому, что Москва примет меры возмездия в ответ на закрытие Вашингтоном российского консульства в Сан-Франциско в конце августа. Но после состоявшихся на прошлой неделе встреч Москва подала сигнал о том, что пора прекратить междоусобицу, а американские официальные лица выражают осторожный оптимизм по поводу дискуссии двух высокопоставленных дипломатов.
«Они сумели обменяться мнениями и начали действовать открыто, добиваясь определенных успехов, — заявил BuzzFeed News помощник Тиллерсона Р. Хэммонд. — Это вызывает у нас определенный оптимизм».
Тиллерсон провел в Нью-Йорке две встречи со своим российским коллегой. Но перед второй встречей в шикарном Palace Hotel он отменил подготовленный сценарий и попросил Лаврова о встрече с глазу на глаз. В результате такого решения главы дипломатических ведомств двух стран в течение 45 минут говорили один на один, а в это время заместитель госсекретаря Том Шеннон (Tom Shannon), глава бюро Госдепартамента по делам Европы и Евразии Элизабет Миллард (Elisabeth Millard) и прочие американские представители ждали снаружи. Представители Госдепартамента отказались предоставить полную стенограмму переговоров, но Лавров, уходя со встречи, с оптимизмом говорил о российско-американских отношениях.
«Трамп хочет поддерживать хорошие отношения с Россией, понимая, что это в американских интересах, — сказал Лавров в ходе интервью, состоявшегося после переговоров. — В разговоре с Рексом Тиллерсоном я почувствовал, что такова позиция администрации. Они недовольны нынешним состоянием отношений».
Тиллерсон уже давно считает приоритетом стабилизацию российско-американских отношений, но этим летом его планы были подорваны решением конгресса о введении новых антироссийских санкций за вмешательство Москвы в выборы 2016 года. Москва в ответ приняла решение о выдворении из России сотен сотрудников американских дипломатических учреждений. Затем США закрыли три российских дипмиссии, включая консульство в Сан-Франциско.
Некоторые американские представители ожидали, что Москва ограничит доступ в американское консульство в Санкт-Петербурге, которое уже давно стала мишенью как для российских шпионов, так и для вандалов. Такие же опасения были у них в отношении американских консульств во Владивостоке и Екатеринбурге. Однако Кремль ограничился лишь тем, что пригрозил подать в суд на США за закрытие консульства в Сан-Франциско. Это довольно мягкая реакция.
Многое из того, что сказал Тиллерсон Лаврову на прошлой неделе, до сих пор неизвестно. Но один дипломатический источник сообщил вчера, что госсекретарь поддержал идею организовать встречи между министром обороны Джеймсом Мэттисом, советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером, председателем Объединенного комитета начальников штабов Джозефом Данфордом и их российскими коллегами. Кремль первым выступил с предложением о проведении таких встреч, направив в марте соответствующий секретный документ в Госдепартамент. Но в последующие месяцы только Данфорд взял на себя инициативу и встретился с российским коллегой.
Непонятно, насколько широко информация о встрече Тиллерсона и Лаврова разошлась по Госдепартаменту. Отвечая на вопросы о прошедшей дискуссии, правая рука Тиллерсона Брайан Хук (Brian Нook) заявил, что ему ничего не известно. «Я не присутствовал на первой половине встречи, — заявил Хук на пресс-конференции, состоявшейся спустя два дня после встречи руководителей дипломатических ведомств двух стран. — У меня нет полной стенограммы этой встречи».
По словам аналитиков, та поддержка, которую Тиллерсон выразил предложению о контактах между военными, стала важным стимулом для русских. Но в ней скрываются определенные риски.
«Меня считают ястребом в отношении России, но я не вижу никаких причин, по которым мы должны отказываться от этих встреч, — сказал директор Атлантического совета (Atlantic Council) и бывший дипломат Джон Хербст (John Herbst). — С русскими можно вести себя жестко и одновременно сотрудничать».
Помощник Тиллерсона Хаммонд сказал, что хорошо налаженное взаимодействие между военными очень важно, поскольку американские и российские войска действуют в Сирии в опасной близости друг от друга.
«Линии деконфликтизации исключительно важны как для русских, так и для нас, — сказал Хаммонд, имея в виду горячую линию, которой пользуются обе стороны для предотвращения случайных столкновений. — Особенность таких линий деконфликтизации заключается в том, что их не просто нужно держать открытыми. Они работают наилучшим образом тогда, когда обе стороны задают вопросы и слушают ответы».
Русские наверняка захотят воспользоваться возможностью и провести встречи. Однако Макмастер и Мэттис не разделяют их энтузиазм.
«Некоторые ведомства американского правительства, и особенно Министерство обороны, с большим сомнением относятся к взаимодействию с Россией, — сказал бывший чиновник администрации Обамы Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro), ныне работающий научным сотрудником в Европейском совете по международным отношениям (European Council on Foreign Relations). — Даже в администрации Обамы политическим руководителям было очень трудно взаимодействовать с русскими, и они не всегда добивались успехов. А в то время отношения были гораздо лучше».
Поскольку между двумя странами существуют многочисленные разногласия, американские официальные лица предупреждают, что отношения между Москвой и Вашингтоном отнюдь не стабильны, и что нерешенные вопросы могут очень быстро вызвать вспышку напряженности. Например, спор из-за Соглашения по открытому небу может привести к тому, что США в ближайшие дни введут новые ограничения на полеты российской военной авиации над американской территорией. Об этом во вторник сообщила Wall Street Journal.
Администрации Трампа 1 октября предстоит сообщить конгрессу подробности о реализации санкций, которые президент неохотно утвердил в августе в качестве закона. Среди этих подробностей — информация о людях, которые работают в российском военно-промышленном комплексе и в разведке, и против которых США могут ввести санкции.
В этом месяце демократы на Капитолийском холме потребовали от Джона Хантсмана (Jon Huntsman), которого Трамп выдвинул на должность американского посла в России, информировать конгресс о соблюдении санкционного режима. Бывший губернатор штата Юта Хантсман пообещал сенатскому комитету по международным отношениям, что конгресс будет получать всю необходимую информацию.
Если администрация Трампа будет в полной мере соблюдать закон о санкциях против России, это может вызвать ответные действия со стороны Москвы, — заявила Анджела Стент (Angela Stent), ранее работавшая в национальной разведке и занимавшаяся Россией. — Мы не знаем, кто будет внесен в список администрации Трампа, и какие меры будут приняты против этих людей. Но это определенно интересует российско-американское деловое сообщество«.
В связи с гибелью российского генерал-лейтенанта Валерия Асапова под Дейр-эз-Зором в результате обстрела боевиков, заместитель российского министра иностранных дел в понедельник обвинил США в проведении двуличной политики в Сирии. Госдепартамент резко отверг это обвинение.
Несмотря на существующие препятствия, у Москвы есть немало стимулов для начала скромной разрядки в двусторонних отношениях.
Два европейских чиновника заявили, что российские спецслужбы, в частности, ФСБ и ГРУ, могли выступить против закрытия дипломатических ведомств, поскольку это серьезно помешало бы их работе на территории США. «Мне кажется, это разумно, — сказала Стент. — Консульство в Сан-Франциско использовалось не только по дипломатическому предназначению». Есть мнение, что Москва управляла из этого консульства своей шпионской деятельностью по наблюдению за американским сектором высоких технологий. На прошлой неделе Лавров неоднократно давал понять, что ответственность за отвратительное состояние российско-американских отношений несет не Трамп, а администрация Обамы.
«Отношения сейчас сложные и находятся в очень низкой точке — это наследие администрации Обамы, — сказал Лавров, давая интервью Associated Press и российскому информационному агентству ТАСС. — Мы очень долго ждали с нашим „tit" в ответ на „tat" Обамы» (имеется в виду американское соответствие российскому фразеологизму «око за око, зуб за зуб» — прим. Перев.).
Некоторые аналитики восприняли это как признак того, что Вашингтон и Москва открыли новую страницу в своих отношениях.
«Обеим сторонам просто необходимо было выплеснуть эмоции и выяснить отношения, — сказал Шапиро. — Людям Трампа это было нужно для того, чтобы продемонстрировать свою готовность к конфронтации с русскими. А русским это было нужно, чтобы показать свое недовольство курсом Трампа и заявить, что период ожидания закончился».
Джон Хадсон — репортер BuzzFeed News, освещающий международные дела.