В районе Дейр-эз-Зора растет число инцидентов между поддерживаемой российскими военными сирийской армией и Сирийскими демократическими силами, которым помогают США.
За гибелью российского генерала Валерия Асапова (он стал самым высокопоставленным из всех убитых в Сирии военных РФ) в районе Дейр-эз-Зора из Москвы последовал целый ряд обвинений. «Трагедия, свидетелями которой мы оказались, гибель российского командира — это та цена, плата кровью за двуличие американской политики, — заявил 25 сентября замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. — Мы убедились в очередной раз, что американская сторона, декларируя, что заинтересована в ликвидации запрещенной в РФ группировки ИГ и победе над террористами в Сирии, фактически некоторыми своими действиями демонстрирует обратное». Сенатор Франц Клицевич выразился еще более прямолинейно и заявил, что «есть точные данные о том, что это было предательство».
В Минобороны генерала Валерия Асапова представляли как «главу российских военных консультантов», который «находился на командном посту сирийских войск», чтобы оказать содействие «сирийским командующим в руководстве операциями по освобождению города Дейр-эз-Зор», в момент его гибели 23 сентября от выпущенного «боевиками ИГ» снаряда.
На следующий день российский штаб обнародовал снимки, которые были сделаны незадолго до того находившимся в регионе беспилотником: там, в «районе дислокации ИГИЛ», видна техника американских военных. «Все находящиеся там военнослужащие США чувствуют себя в районах, удерживаемых террористами, в полной безопасности», — говорилось в сообщении ведомства. Во вторник Министерство обороны вновь опубликовало фотографии с дронов со следующим комментарием: «На снимках опорных пунктов ИГИЛ, занятых спецназом США, нет следов боестолкновений — нет воронок от разрывов, нет охраны, а тем более обороны».
Такая территориальная близость вызывает все большую нервозность в Москве. 23 сентября начальник Главного оперативного управления генштаба Сергей Рудской назвал столкновения, прошедшие в Идлибе, на другом конце страны между правительственными силами и джихадистами «Джабхат ан-Нусра» (движение, относящееся к «Аль-Каиде» — запрещенной в РФ террористической организации, прим. ред.), делом рук США.
«По имеющимся данным, наступление инициировано американскими спецслужбами, чтобы остановить успешно развивающееся продвижение правительственных войск к востоку от Дейр-эз-Зора», — заявил Рудской, отметив, что 29 российских военнослужащих, которые выполняли в регионе роль военной полиции, оказались в окружении. Для его прорыва с расположенной в Средиземном море российской подлодки «Великий Новгород» были выпущены крылатые ракеты «Калибр».
Мост через Евфрат
Как сообщило российское телевидение, во вторник войска перехватили инициативу в Дейр-эз-Зоре, для чего на Евфрате был менее чем за двое суток возведен мост с пропускной способностью «до восьми тысяч единиц техники». На одном абхазском сайте параллельно с этим появились фотографии генерала Асапова, который в простой военной форме без знаков отличия, руководил сирийскими солдатами у Евфрата. В тот же день, возможно, погибли еще два российских офицера, однако в Москве не подтвердили эти сведения.
Этот отмеченный целым рядом наград 51-летний офицер, ветеран первой войны в Чечне и бывший заместитель командующего десантными частями в Абхазии, стал 38-м в официальном списке погибших в Сирии российских военных. Валерий Асапов также участвовал в кровопролитном конфликте на востоке Украины и был командиром первого отряда народного ополчения Донецкой народной республики, как пишет «ВКонтакте» бывший «министр обороны» и лидер российских добровольцев в Донбассе Игорь Стрелков, подтверждая тем самым обвинения украинского правительства о российском вмешательстве.