На юго-восточной границе Финляндии появятся 150 новых пограничников. Новые служащие проходят обучение на дополнительных курсах.
В хвойном лесу на полосе шириной примерно 20 метров вырублены деревья. Зеленое море разрывается, и появляются пейзажи с холмами, которые уходят в бесконечность.
Рядом с полосой проходит забор из колючей проволоки, который навевает мысли о тех временах, когда в сельских регионах Финляндии еще не было электрических заборов.
Рядом с низким забором петляет тропинка шириной примерно полтора метра. На влажной после дождя земле — чьи-то большие следы.
«Здесь бродил медведь», — говорит старший пограничник Осси Маннинен (Ossi Manninen).
Через какое-то время мы находим место, где косолапый перебирался из России в Финляндию. Гость, отправившийся в поиск за ягодами получше, оставил клок шерсти на проволоке.
В других местах здесь можно найти следы и других зверей, которые пересекали границу. Такие переходы любят делать лоси и кабаны.
Как работает патруль
Мы решили пройти вдоль границы с Россией вместе с пограничным патрулем. Мы находимся в провинции Раутъярви примерно в десяти километрах от города Иматра. В состав патруля входят два человека: старший пограничник Осси Маннинен и младший пограничник Кати Каллио (Kati Kallio).
Патруль движется на внедорожнике от пограничного пункта Пелкола в Иматре. Во время поездки напарники проезжают через три муниципалитета. Из Иматры дорога идет через общину Руоколахти в провинцию Раутъярви.
«Мы должны осуществлять патрулирование с собаками и на машинах», — говорит Маннинен.
Патрулирование проходит частично на автомобиле, частично — пешком вдоль границы.
В этот раз Кати Каллио едет на машине в определенный пункт на границе. Осси Маннинен проходит этот же путь с собакой Каму.
Границу вновь будут оснащать
Дикие животные могут свободно пересекать границу. Люди, в свою очередь, очень редко пытаются незаконно попасть в другую страну.
«Последние годы ситуация оставалась стабильной. Здесь происходит несколько незаконных пересечений границы в год. Скандальных историй не было на протяжении десяти лет», — говорит заместитель главы пограничного пункта Пелкола Тимо Копонен (Timo Koponen).
На протяжении многих лет финансирование системы контроля на восточной границе сокращали.
Российская политика силы, захват Крыма, события на востоке Украины и миграционный кризис сейчас изменили ситуацию.
Финские чиновники опомнились и решили подключить необходимые ресурсы для осуществления пограничного контроля.
Например, в области Кюменлааксо и Южной Карелии появятся в течение двух лет 150 новых пограничников.
Пограничники проходят обучение в довольно сжатом варианте. Первый расширенный курс начнется в начале следующего года в Школе пограничной и береговой охраны в Иматре. Следующий курс начнется уже летом.
Новые пограничники, усиление технического обеспечения
Цель — увеличить число погранслужащих, особенно на сухопутной границе.
«Новые погранслужащие появятся на пунктах пропуска, остальных перебросят на контроль сухопутной границы», — говорит помощник командира погранотряда Юго-Восточной Финляндии Яакко Олли (Jaakko Olli).
Второй аспект, на который сейчас обращают внимание — техническое оснащение границы. Например, должно быть увеличено число камер слежения.
«За последние два года количество техники слежения заметно возросло», — говорит Тимо Копонен.
Технический контроль требует увеличения числа сотрудников.
«Нам нужна техника. Так мы сможем следить за обстановкой там, где нас нет. Это, однако, требует увеличения персонала. На то, что фиксирует техника, важно уметь реагировать», — говорит старший пограничник Осси Маннинен.
Местные жители — важный ресурс
Несмотря на увеличение числа камер и патрулей, местные жители остаются важным приграничным ресурсом.
«Гражданские лица и приграничные жители — очень важный для нас источник информации», — говорит Осси Маннинен.
Жители приграничных регионов тесно сотрудничают с пограничниками и сообщают, если происходит что-то необычное. Такой помощник, например — 88-летний Йоэл Сикиё (Joel Sikiö).
«Мы с пограничниками болтаем практически каждый день», — говорит Сикиё.
Однако у дома Сикиё подозрительные личности границу не пересекают.
«Я не видел ни одного подозрительного человека, хотя живу здесь уже 88 лет. Хорошо помню, как по тому нашему полю проходила граница», — рассказывает Сикиё.
Скала посреди леса
Пограничная тропинка петляет по пересеченной местности. По обе стороны границы протирается густой лес.
Неожиданно посреди хвойного леса появляется громадная скала — словно небоскреб на Манхэттене.
Это место отлично подошло бы для скалолазов, если бы сюда был свободный доступ. Теперь до этой скалы могут добраться лишь немногие. На приграничные территории можно попасть только со специальным разрешением.
К вершине скалы ведут ступени, сделанные из толстых досок.
«В свое время их сделали военные. Наверху находится хижина, которой, правда, никто не пользуется», — говорит Маннинен.