Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фундаменталисты в России яростно протестуют против «Матильды»

© РИА Новости Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкРоман Натальи Павлищевой "Матильда. Тайна дома Романовых" поступил в продажу
Роман Натальи Павлищевой Матильда. Тайна дома Романовых поступил в продажу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во главе тех, кто выступает с обвинениями в адрес фильма Учителя, стоит крайне консервативный российский депутат. Наталья Поклонская, член путинской партии «Единая Россия», призвала власти запретить показ фильма и заявила, что Учителя следует привлечь к ответственности за оскорбление чувств православных верующих.

Алексей Учитель сидит в элегантном кафе в лобби исторической петербургской гостиницы «Астория» и отвечает на бесконечные телефонные звонки — звонящие спрашивают о его новом фильме «Матильда».


В фильме рассказывается подлинная история любовных отношений будущего царя Николая II с Матильдой Кшесинской, молодой балериной знаменитого петербургского Мариинского театра. Официальный выход фильма в покат состоится 26 октября, однако эротические сцены, показанные в трейлерах, привели в ярость российских религиозных консерваторов, которые называют фильм кощунственным, поскольку в нем показаны любовные сцены с участием Николая и молодой балерины.


Сюжет фильма вызвал в России острые дебаты. Возмущаются те, кто поддерживает консервативного депутата, призывающего запретить фильм, потому что тот якобы оскорбляет чувства верующих. Против них выступают те, кто считает, что поддержка Кремлем религиозного возрождения и пропаганда традиционных ценностей подавляет деятельность современной российской творческой интеллигенции.


Эти споры приобрели агрессивный характер и стали сопровождаться актами насилия: в январе представители радикальной религиозной организации под названием «Христианское государство — Святая Русь» разослали письма руководству кинотеатров по всей стране. Они угрожали поджогом кинотеатров, в которых покажут «Матильду».


Последовала серия поджогов. В августе в Санкт-Петербурге здание, в котором находится киностудия Учителя, забросали бутылками с зажигательной смесью. Через несколько недель в Москве был совершен поджог автомобилей, припаркованных напротив конторы, в которой работает адвокат Учителя. На месте происшествия были разбросаны листовки с надписью «За Матильду — гореть».


В Екатеринбурге — городе, расположенном на Урале — двое мужчин (так в тексте — прим.ред.) на автомобиле, внутри которого были бочки и канистры с бензином, попытались протаранить центральный вход кинотеатра «Космос», где должен был состояться предпремьерный показ «Матильды». Совершить теракт им не удалось, но все происходившее было записано на камеры видеонаблюдения, и водитель автомобиля был арестован.


Попытка поджога в Екатеринбурге была примечательной еще и по другой причине: именно в этих местах в 1918 году были убиты царь Николай II и его семья. В 2000 году Русская православная церковь их канонизировала — поэтому консервативные православные верующие выступают против того, чтобы святого показывали на экране в постельных сценах.


И вот теперь, в конце сентября, сидя вечером в гостинице «Астория» за чашкой капучино, Учитель пытался убедить директора проходившей в Санкт-Петербурге выставки «Кино Экспо» все-таки устроить фуршет после премьерного показа «Матильды».


«Нет, не надо его отменять, — сказал режиссер, раздраженно вздохнув, и закончил разговор.


В этом месяце две крупнейшие в России сети кинотеатров объявили, что не будут показывать «Матильду». Организаторы кинофестиваля, проходившего в сентябре в сибирском городе Чита, заявили, что не допустят показа фильма «Матильда» из-за опасений за безопасность зрителей.


«Все боятся, — сказал Учитель, закончив разговор с директором „Кино Экспо″. — Официально фильм никто не запрещал, но они все равно боятся. Во всей этой истории как раз это меня и беспокоит».


Споры из-за «Матильды напоминают скандал, разгоревшийся в 1988 году вокруг фильма американского режиссера Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Последнее искушение Христа» (The Last Temptation of Christ). Религиозные организации, в том числе и Римско-католическая церковь в США, осудили фильм со сценами из видений Иисуса Христа, в которых он занимается любовью с Марией Магдалиной. У кинотеатров выстраивались пикеты, совершались акты вандализма, а в Париже в результате поджога кинотеатра пострадали 13 зрителей.


Выход фильма «Матильда» в прокат первоначально был запланирован на март, но состоялся только один предпремьерный показ. Он прошел я 12 сентября во Владивостоке, российском дальневосточном городе. Перед началом фильма поступил звонок о заложенной мине, и полиция проверила здание кинотеатра. По словам Учителя, билеты на сеанс были раскуплены за 40 минут.


Это совсем не то внимание, которое режиссер, номинированный на премию «Золотой глобус», хотел привлечь к своему фильму с бюджетом в 25 миллионов долларов. «Матильда» c 7 тысячами роскошных декораций и изысканных костюмов должна была стать образцом нового российского кино. Такая роскошь свойственна голливудским картинам, а в России создатели фильмов подобные затраты могут себе позволить довольно редко. По словам Учителя, в большинстве случаев бюджет российских фильмов составляет примерно два-три миллиона долларов.


Треть расходов на создание фильма оплатило Министерство культуры России. Министерство регулярно выделяет средства на съемки российского кино.


Сам Учитель говорит, что в сюжете фильма его привлекла не романтическая сторона истории будущего царя, а тот выбор, который ему пришлось сделать как мужчине.


«У него было два варианта — либо свобода, любовь и жизнь с близким и дорогим ему человеком, либо обязательства и государство, которым ему придется управлять и за которое он будет нести ответственность. И он выбрал второе, — сказал Учитель. — Это очень искренняя и патетическая история, которая, на мой взгляд, повлияла на будущее нашей страны. Тогда — опять же, на мой взгляд — и было решено, в какой стране мы будем жить сегодня».


При президенте Владимире Путине в России произошло религиозное возрождение, в основном ориентированное на православную церковь. По словам критиков, Кремль использует это как средство формирования русской идентичности. В 2012 году, после того, как вспыхнули антиправительственные протесты с требованиями демократических реформ, представлявшие угрозу для власти Путина, его сосредоточенность на русском православии приобрела политический оттенок. В том году Путин предупредил, что российское «общество деградирует», если страна не будет придерживаться «традиционных ценностей», которые существенно отличаются от западного либерализма.


Во главе тех, кто выступает с обвинениями в адрес фильма Учителя, стоит крайне консервативный российский депутат. Наталья Поклонская, член путинской партии «Единая Россия», призвала власти запретить показ фильма и заявила, что Учителя следует привлечь к ответственности за оскорбление чувств православных верующих.


Она отрицает свое влияние на радикальные религиозные организации, призывающие поджигать кинотеатры, и на парламентских слушаниях на этой неделе заявила, что православного экстремизма в России не существует.


Когда в связи с поджогами и угрозами кинотеатрам полиция в этом месяце арестовала лидера организации «Христианской государство — Святая Русь» Александра Калинина, Поклонская заявила, что арест был произведен по ее приказу.


Поклонская, которая «приобрела известность» как генпрокурор Крыма во время аннексии полуострова Россией в 2014 году, отказалась смотреть фильм, несмотря на предложение Учителя организовать показ фильма для нее лично.


«В советские времена, когда я снимал документальные фильмы, существовала цензура, — говорит 66-летний Учитель. — Но власти хотя бы смотрели наши фильмы и говорили, что в них не так. Они по крайней мере видели то, о чем говорят».


То, что сейчас происходит с «Матильдой», больше похоже на демагогию, считает он.


Другие ответы представителей властей неоднозначны. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков осудил насильственные действия и угрозы со стороны религиозных активистов, назвав их экстремистскими. Но обвинить Поклонскую в том, что она является «инициатором» этого движения, он не решился.


Во время ежегодной июньской «прямой линии» один из присутствовавших в зрительном зале российских актеров попросил Путина прокомментировать скандал вокруг фильма. В ответ кремлевский лидер заявил, что Поклонская имеет право на собственную точку зрения, но фильм никто не запрещает.


«Я призываю всех, чтобы этот диалог велся в рамках приличий и — самое главное — в рамках закона», — сказал Путин.


Может показаться, что это поставило точку в этом вопросе. «Но даже его не слушали в данном случае, — говорит Учитель. "Или так кажется», — говорит он.


Русская православная церковь сама осудила насилие, но заявила, что в своей работе российский режиссер к таким вопросам «должен подходить с особым тактом и вниманием».


Министр культуры России Владимир Мединский обратился к полиции с просьбой обеспечить безопасность во время показов фильма «Матильда» и подверг критике Поклонскую за раздувание скандала вокруг фильма.


«Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая г-жа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более не готов разгадывать мотивации разнокалиберных „активистов″-поджигателей, нагло именующих себя „православными″», — заявил министр культуры.


По словам Учителя, он считает, что угрозы в адрес фильма вышли из-под контроля, несмотря на слова заверений со стороны чиновников. Он считает, что продолжающееся нагнетание религиозного фанатизма заслоняет реальность в русском искусстве.


«Я думаю, что дело — не в „Матильде″ и не во мне. Проблема здесь более серьезная, — говорит Учитель. — „Матильдой″ это не закончится. Будет еще какой-нибудь фильм, еще один спектакль, еще одна выставка, да все, что угодно… Может появиться голая статуя, и они будут кричать, что это против православия».


«Это страшно, этого нельзя допустить», — сказал он, усаживаясь в шикарное бархатное кресло. И посмотрел на свой мобильный, который опять начал звонить.