Быстрое развитие сельского хозяйства в России повысило конкуренцию на рынке зерновых и придавило цены на них. И это лишь начало: скоро будет запущен экспорт российской свинины.
Может, в этом есть нечто угрожающее, но сознательно подходящий к продуктам питания средний класс открывает для себя и новые возможности. Тому есть много примеров.
В 2014 году Россия ответила на западные санкции, последовавшие после аннексии Крыма, тем, что сильно ограничила импорт продуктов питания, в связи с чем особенные проблемы возникли у соседних с Россией стран вроде Финляндии, Польши и прибалтийских государств.
Выиграли же от этого страны Азии и Южной Америки, которые смогли быстро увеличить свой экспорт. Кроме того, санкции принесли пользу сельскому хозяйству самой России. После развала советской империи сельское хозяйство никогда не было в приоритете, большие капиталы шли на добычу нефти и газа, а также в другие сферы, где можно было получить быструю прибыль.
Но запрет на ввоз продуктов все перевернул. Внезапно появился интерес к сельскому хозяйству, как у государства, так и у частных предпринимателей — российских и иностранных. Cтавка России на самообеспечение стала хорошим примером, и именно к такому мы должны быть готовы и в Швеции на случай, если внезапно по той или иной причине прекратится импорт. Также это полезно и для общемирового производства продуктов питания.
Оккупация Крыма Россией продолжается, санкции и запрет на импорт раз за разом продлеваются без какого-либо политического эффекта.
Использование черноземов привлекало инвесторов еще с момента падения Берлинской стены. Многие на этом обожглись. После санкций и запрета на импорт немало иностранных инвесторов самоустранились или сократили свою деятельность.
Для компании Arla это тоже был период борьбы. Экспорт пострадал, и оборот компании в России уменьшился до одной трети, превратившись из небольшой прибыли в большие потери.
Но сейчас дела снова пошли в гору. Помимо прочего, в качестве дополнительного бонуса за стойкое присутствие в России компании Arla, несмотря на эмбарго, удается продавать в Россию молоко, комбинируя его с кофе в продукте под названием «латте».
Arla — не единственный производитель молочной продукции, кто делает ставку на российский рынок. Французская Danone привлекла к себе внимание тем, что отправила в Сибирь 5 тысяч молочных коров, чтобы обеспечить сырье для своей деятельности в стране. Это, кстати, дает представление о проблемах, которые еще присутствуют в российском сельском хозяйстве.
Прямо сейчас, похоже, длительное и верное присутствие в России стало преимуществом для таких предприятий, как Väderstad, Lantmännen и Arla. Для компании Black Earth Farming это было не так, но пусть же дела пойдут лучше у других компаний, которые инвестируют в российское производство злаков.
С учетом того, что конфликт между Россией и Украиной в самом разгаре, а ситуация в мире напряженная, будущее представляется неопределенным.
И все-таки растущий российский средний класс с его изощренными пищевыми привычками может стоить того, чтобы пойти на какие-то риски.