За последние два года Россия активно привлекала иностранные инвестиции на Дальний Восток. Их общий объем составил девять миллиардов долларов, из которых 80% — вклад китайской стороны. Об этом сообщил президент России Владимир Путин 7 сентября на встрече лидеров России, Японии, Южной Кореи и Монголии, которая состоялась в рамках Третьего Восточного экономического форума. Три года назад заместитель председателя Правительства РФ Трутнев сказал, что Дальний Восток в будущем станет «российским Шэньчжэнем». В начале этого месяца на саммите БРИКС в Сямэне Китай выступил с инновационным предложением в сфере развития морских ресурсов и морских транспортных путей. Россия, в свою очередь, выразила заинтересованность в сотрудничестве, и российские СМИ впоследствии писали, что дальневосточные порты и аквакультура могут стать основой этого союза. Похоже, обширный и малонаселенный Дальневосточный регион стал частью расцвета российско-китайских отношений.
Как сообщает китайская газета «Цанькао Сяоси», на фоне всемирной экономической глобализации и региональной интеграции важными аспектами в развитии двусторонних отношений России и Китая станут: использование сравнительных преимуществ приграничных регионов (Дальнего Востока и Северо-Востока Китая), стимулирование стратегического развития сотрудничества в этой области, повышение конкурентоспособности. Данные регионы находятся в непосредственной географической близости, и необходимо прилагать усилия для усиления обмена между народами обеих стран, укреплять взаимное доверие и поддерживать дружественные отношения. Общие интересы в таком случае станут движущей силой для содействия экономическому развитию на местном уровне. Это принесет пользу приграничным регионам и создаст внутри них благоприятный социальный климат. Исходя из всего вышесказанного, российское и китайское правительства должны оказывать большое внимание гармоничному развитию регионального сотрудничества.
За последнее десятилетие китайское правительство подготовило ряд стратегических планов государственного значения по возрождению и ускорению развития северо-восточного региона КНР. В контексте дальнейшего продвижения внутренней институциональной реформы и корректировки экономической структуры, становится очевидно, что Китаю следует и дальше трудится на благо российско-китайского сотрудничества. Ключевой упор здесь делается на открытость внешнему миру, стабильное развитие, оптимизацию и модернизацию промышленной структуры, а также введение институциональных инноваций.
В то же время «стабильная» отсталость Дальнего Востока стала препятствием для развития всей российской экономики в целом. Начиная с 2009 года, российское правительство также предлагало серию национальных стратегий по ускорению развития Дальневосточного региона. Основными направлениями развития стали создание территорий опережающего развития (ТОР), строительство свободных портов, совершенствование инфраструктурных проектов. При этом правительство РФ рассматривает усиление сотрудничества с Китаем как важную движущую силу развития Дальнего Востока.
За последние пять лет в области сотрудничества, созданного на основе общих интересов двух стран, были достигнуты следующие результаты.
Во-первых, наблюдается постоянный рост объема торговли. Коммерческий обмен между российским Дальним Востоком и китайским Северо-Востоком уже стал важной частью российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.
Во-вторых, был создан механизм для различного рода консультаций. Для достижения гармоничного развития соседних регионов правительства двух стран и соответствующие ведомства постепенно создали ряд институтов, чтобы принять дальнейшие меры: усовершенствовать модель и способы ведения торгово-экономического сотрудничества, содействовать росту торговли и понижению торговых барьеров, укрепить пограничное строительство и координировать законы соответствующего законодательства. Кроме этого, созданные институты способствуют обмену опытом в области улучшения экологического состояния трансграничных рек и развития транспортной инфраструктуры.
В-третьих, сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур. Эти технологии уже принесли ощутимые результаты.
В-четвертых, на рынке появилось такое понятие как международный интернет-бизнес. С быстрым развитием электронной коммерции, а также благодаря географической близости в двух приграничных регионах Китая и России стоимость доставки товаров относительно невелика. В последние годы на Дальнем Востоке стало модно заказывать китайскую продукцию в интернете. Это содействовало открытию большего количества складов, совершенствованию логистики в регионе и развитию китайского интернет-бизнеса в целом. Трансграничная электронная коммерция, имеющая огромный потенциал развития, стала новой областью и новой платформой для российско-китайского приграничного сотрудничества.
В-пятых, выполняются планы по совместному российско-китайскому строительству крупной инфраструктуры. После некоторой задержки с российской стороны началось строительство второй половины трансграничного железнодорожного моста Тунцзян — Нижнеленинское. Также спустя 20 лет ведения переговоров было начато строительство автодорожного моста Благовещенск — Хэйхэ. Китай и Россия обсуждают сотрудничество в области строительства автомагистрали «Приморье-1» и «Приморье-2», а также в области реконструкции базовой инфраструктуры для того, чтобы добиться сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и проекта развития Дальнего Востока.
КНР и РФ следует поддерживать сотрудничество для улучшения условий ведения бизнес
Конечно, для реализации взаимовыгодного делового сотрудничества сначала необходимо пройти этап становления, изучения и ожидания, тем более, учитывая тот факт, что подходы сторон иногда могут отличаться. Общение между двумя странами не всегда может проходить гладко, но к возникающим проблемам необходимо относится со всей серьезность и решать их совместно.
Правительства двух стран должны укреплять взаимодействие в сфере политики, права, строительства базовой инфраструктуры. Становление российско-китайского рынка все еще находится в процессе, и все еще существуют вопросы в отношении предоставляемых рынком условий. С увеличением объема взаимных инвестиций между двумя странами следует установить более четкий правовой режим для защиты инвестиций, чтобы в дальнейшем снизить риски для инвесторов. Имеются в виду такие положения как: правовая защита строительства технопарков, инвестиций в ключевых областях.
Создание инфраструктуры на сегодняшний день — это не только препятствие на пути развития двух приграничных регионов России и Китая, но и необходимое звено в их будущем взаимодействии. Важным пунктом в деле развития производства и инвестиционного сотрудничества является улучшение ряда инфраструктурных объектов: мостов, железных и автомобильных дорог, водных маршрутов, электросетей и портов.
Налаживать контакты в сельском хозяйстве местные правительства Дальнего Востока и северо-востока Китая начали довольно давно, но масштабы обмена в этой области были невелики. В дальнейшем стоит перевести сотрудничество на новый уровень и совместно работать над укреплением сотрудничества в сельскохозяйственном производстве.
Порты приграничных регионов двух стран обладают богатыми туристическими ресурсами. Российские и китайские правительства и предприятия должны координировать свои действия друг с другом, полностью использовать потенциал сотрудничества, совершенствовать соответствующие инфраструктурные объекты, улучшать уровень обслуживания и совместно разрабатывать эти ресурсы. Таким образом, развитие экономики трансграничного туризма станет новым направлением в российско-китайском сотрудничестве.
Экологические ресурсы Дальнего Востока России и Северо-востока Китая также богаты, однако недостаточно устойчивы к воздействию вредных факторов. Страны должны создать и улучшить местный механизм сотрудничества в области охраны окружающей среды, содействовать строительству трансграничных природных заповедников и строить трансграничные экологические коридоры.
Условия ведения бизнеса еще не скоро достигнут идеала. Однако если в скором времени существующая бизнес-среда не удовлетворит требования инвесторов, это приведет к снижению интереса к инвестированию в регионы. Инвесторы будут с недоверием относится к предлагаемым проектам, а это в краткосрочной перспективе, и тем более в долгосрочной перспективе, негативно скажется на взаимном доверии и сотрудничестве России и Китая.
Страны достигли консенсуса в отношении инициативы создания сопряжения между Евразийским союзом и проектом «Один пояс, один путь». Благодаря совместным усилиям России и Китая сотрудничество, основанное на создании базовой инфраструктуры и постоянном взаимодействии в сфере промышленности, обязательно принесет пользу народам обеих стран.