Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интернет разрушил порноиндустрию

Спасет ли ее новая технология?

© AFP 2016 / Joel SagetИзготовление секс-кукол во Франции
Изготовление секс-кукол во Франции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Говорят, что порно и интернет — две стороны одной медали. Но всемирная сеть повергла порноиндустрию в руины, она создала монстра-монополиста, состоящего из незаконных материалов. Какова же экономика порноиндустрии, кто зарабатывает деньги, если весь контент доступен бесплатно? Виртуальная реальность может вновь вернуть отрасль к жизни.

Сначала интернет поверг порноиндустрию в руины. Он создал монопольного монстра, состоящего из незаконных материалов. Но сейчас виртуальная реальность может вновь вернуть отрасль к жизни.


Без одежды


До того, как порно стало доступно в сети, годовой оборот всей этой индустрии по подсчетам составлял 200-300 миллиардов.


По сегодняшним оценкам, объем этого бизнеса сократился до 100 миллиардов.


В США число компаний, производящих такой продукт, сократилось с 200 до 20, а зарплата актеров, участвующих в порнофильмах, в среднем упала до одной трети от прежней.


В то же время самые популярные порносайты разрослись до гигантских размеров. Pornhub, самый большой в мире порносайт, в 2016 году набрал 23 миллиарда посещений — то есть 729 посещений в секунду.


На той же странице в 2016 году было просмотрено примерно 92 миллиарда фильмов, то есть по 12,5 видео на каждого человека на земном шаре.


В Дании статистика использования порно — ограниченная. В крупном исследовании, охватившем период еще с 2006 года, психолог Герт Мартин Халль (Gert Martin Hald) заключает, что 98% всех мужчин смотрели порно в какой-то период жизни. Для женщин этот показатель составляет 80%.


То же исследование свидетельствует, что 25% всех мужчин смотрели порно в течение прошедших суток, для женщин эта цифра — 3,1%.


Подростком Фабиан Тильманн (Fabian Thylmann) был гиком. Когда он в юности, в середине 90-х, побывал в местном молодежном клубе в Брюсселе, то быстро понял, что другие ребята порядком круче него, и вряд ли он окажется в числе первых, кого девушки будут выбирать себе в партнеры.


Будучи интровертом, он лучше чувствовал себя на Compuserve — примитивном онлайн-форуме интеллектуального интернета, где молодые люди общались друг с другом. Там Фабиан Тильманн мог культивировать свое горячее увлечение — порно.


Или, точнее говоря, обмениваться порнографическими материалами.


В то время порно еще нужно было покупать на видеокассетах, DVD или в виде фотографий в журналах задорного содержания. Ранние пользователи интернета, однако, быстро сообразили, что можно загружать материалы на свою домашнюю страницу, и на Compuserve появилось что-то вроде обменного сервиса.

«Люди обменивались паролями к своим домашним страницам», — рассказывает Фабиан Тильманн в недавно вышедшей серии подкастов The Butterfly Effect («Эффект бабочки»).


В то время мало кто подозревал, что положено начало процессу, который в ближайшие десятилетия поставит миллиардную индустрию с ног на голову.


А Фабиан Тильманн в конечном итоге сыграет в этом ключевую роль.


За запотевшими очками


В каком-то смысле уместным выглядит то, что в этот дождливый четверг компания BaDoink разместилась отдельно от остальных — на первом этаже датского Кедельхаллена (здание, предназначенное для проведения культурных и спортивных мероприятий, — прим. перев.) в районе Копенгагена Карлсберг.


На втором этаже различные компании предлагают свои идеи использования виртуальной реальности, и у всех сфера ее применения несколько невиннее. Агентство недвижимости намерено с помощью этой технологии устраивать покупателям визиты в дома, куда слишком далеко добираться, другая фирма хочет использовать виртуальную реальность для психотерапии, третья предлагает классическое развлечение в виде игр.


Мы — на международном фестивале Copenx в Копенгагене, где демонстрируются самые современные тенденции в сфере виртуальной реальности. Вернувшись обратно на первый этаж, мы видим, что BaDoink демонстрирует одно из важнейших направлений в развитии этой технологии — порнофильмы.


Дружелюбный испанец Хави Клос (Xavi Clos), ведущий сотрудник BaDoink, настаивает, что я должен посмотреть один из их фильмов, разу уж собрался об этом писать.


BaDoink создает порнофильмы с 2006 года, но в последние годы компания стала одной из немногих, кто производит фильмы исключительно на новой платформе: используя виртуальную реальность.


«Виртуальная реальность — прекрасный шанс для нас, единственное, что мы сейчас производим», — говорит Хави Клос.


Надев плотно сидящие очки и пару наушников, я начинаю смотреть фильм: на кухонном столе извивается раздетая женщина, обращаясь прямо ко мне, она выражает сильное желание. В какой-то момент она спрыгивает со стола и садится на меня: ее грудь у меня перед самым лицом.


Интернет = порно


Обозреватели, не шутя, говорят, что порно и интернет, похоже, — две стороны одной медали.


На сегодняшний день, по оценкам, от 375 до 400 миллионов сайтов распространяют порнографические материалы. Согласно другим исследованиям, порнография составляет 4% от всего содержимого интернета, а еще в 2011 году большое американское исследование установило, что 13% всех поисковых запросов в интернете — эротического содержания.


Крупнейшие сайты Pornhub, Redtube, Xvideos ежегодно собирают миллиарды просмотров. Такие сайты известны под названием «тьюбы» (tubes) и функционируют наподобие Youtube. Пользователи могут сами загружать ролики, которые потом смотрят другие, и так же, как и Youtube, крупнейшие порносайты с миллионами видео в архиве в результате сейчас абсолютно бесплатны.


Будто украсть в супермаркете


Шира Таррант (Shira Tarrant) не использует выражение «бесплатное порно». Вместо этого она говорит «краденое порно». По мнению этой американской писательницы, такое наше использование порно можно приравнять к тому, как если бы мы пошли в супермаркет и украли какой-нибудь продукт с полки.


Потому что, как она утверждает в своей книге «Порноиндустрия» («The Pornography Industry»), которая вышла в 2016 году, большая часть порно в интернете украдена.


Проблема ясна: пользователь может заплатить за фильм, созданный какой-то студией, а затем загрузить его на один из этих вышеназванных «тьюбов». В результате компании, чьим продуктом злоупотребили, предстоит настоящий сизифов труд по уничтожению своих видео на разнообразных сайтах.


«Производители могут тратить огромное количество энергии и денег на то, чтобы бороться с сайтами, где есть их продукция, но большинство предпочитают вместо этого сотрудничать с ними», — рассказала Шира Таррант газете Berlingske по Skype.


В своей книге американская писательница и профессор решила разобраться в экономике порноиндустрии. Кто же зарабатывает деньги, когда весь контент бесплатно доступен онлайн в интернете?


Ответить на этот вопрос сложнее, чем кажется.


«Обычные способы с банками, компаниями и инвесторами трудно применимы. Частично это, само собой, объясняется тем, что тут речь идет о сексе, об этом громко не говорят», — рассуждает Шира Таррант.


В своей книге она привлекает внимание к компании Mindgeek. Это скромная компания, которая из своего штаба в Люксембурге управляет большей частью самых популярных в мире порносайтов. Таких как Pornhub, Redtube и Youpor, которые собирают ежегодно миллиарды посещений: все три принадлежат Mindgeek.


Всего компании принадлежат восемь самых популярных в мире порносайтов. Настоящая монополия, по мнению Ширы Таррант, причем монополия, построенная на краденых материалах.


«Но если музыкальная индустрия, например, пошла в атаку на Napster (незаконный файлообменник — прим. ред.), за права порноиндустрии никто толком не борется», — говорит Шира Таррант, отмечая, что власти и политики редко интересуются этой сферой.


Порногегемония


В конце 90-х Фабиану Тильманну удалось разработать программное обеспечение, которое позволяло операторам отслеживать клики посетителей по рекламным объявлениям. Этот софт стал коммерческим прорывом для интернета и для самого Фабиана Тильманна, который на нем очень много заработал.


Интерес к порно никуда не делся, и Фабиан Тильманн, которому тогда было двадцать с лишним лет, начал скупать небольшие порносайты, которые объединил в компанию Manwin.


В 2010 году он заполучил в свою коллекцию самый значительный до сих пор трофей — Mansef, канадскую компанию, которая уже тогда прочно заняла место порноаналога Youtube.


Тильманн продолжал свои покупки: в 2012 году ему не хватало всего двух сайтов, чтобы владеть десяткой крупнейших порносайтов в мире.


Как только они были бы куплены, мечта воплотилась бы в реальность: все сайты окружили бы платежной стеной, так что пользователям пришлось бы платить за доступ к содержимому, как о том в 2015 году в одной длинной статье писала The Economist.


Но план провалился, эти два сайта остались в других руках, и Фабиану Тильманну пришлось сдаться. В 2013 году у него чуть более чем за полмиллиарда крон все купила компания Manwin, которая стала называться Mindgeek.


Сексуальное исцеление


Вернемся в район Карлсберг, где я как раз снимаю очки.


«Ты теперь — не просто зритель, теперь ты внутри фильма», — объясняет Хави Клос очевидную разницу между традиционным порновидео и впечатлениями, получаемыми в виртуальной реальности.

© AFP 2017 / Valery HacheСцена из фильма для взрослых про просмотре через очки виртуальной реальности
Сцена из фильма для взрослых про просмотре через очки виртуальной реальности

Для BaDoink ставка на виртуальную реальность стала успехом. Как вы знаете из истории с Netflix, не так-то легко заставить людей платить за подписку, и с тех пор, как это удалось, и несколько лет назад за эту технологию взялись всерьез, были созданы сотни фильмов, за доступ к которым нужно платить.


В самой отрасли все больше аналитиков называют виртуальную реальность потенциальным спасением индустрии.


С одной стороны, виртуальная реальность — технически сложный и относительно дорогой процесс, что исключает появление любительских домашних видео такого рода, которых в сфере традиционного порно становится все больше.


С другой стороны, виртуальная реальность может стать чем-то большим, чем просто развлечение. Помимо производства самой порнографической продукции, в BaDoink занимаются также разработкой курсов, призванных помочь мужчинам и женщинам улучшить свою сексуальную жизнь, а авангардные художники, например, решили использовать технологию для того, чтобы привлечь внимание к феминизму.


Для Хави Клоса и BaDoink нет никаких сомнений в том, что виртуальная реальность — их будущий источник средств к существованию.


«Это прекрасный шанс для нас и для индустрии в целом вновь зарабатывать на съемках порнофильмов».