Сирийский президент Башар аль-Асад уверенно идет к победе над своими многочисленными врагами. Коалиция в составе сирийских правительственных войск, иранских, ливанских и российских сил сегодня контролирует более 80% территории страны, наглядно демонстрируя, что эта шестилетняя война близка к завершению.
Однако трудная победа Асада над пестрой коалицией в составе бывших баасистов, исламистов и группировки ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.) не принесет Сирии столь необходимый ей мир. Продолжающаяся борьба за контроль над будущим Сирии вот-вот вступит в очередной этап. Это будет борьба за восстановление страны.
Война опустошила Сирию, унеся жизни около полумиллиона человек. Почти половина довоенного населения страны, составлявшего 21 миллион человек, вынужденно покинула места своего постоянного проживания. Две трети сирийцев живут в состоянии крайней бедности А экономика в условиях войны в 2016 году произвела лишь треть довоенного объема продукции (по данным за 2010 год). Всемирный банк и другие институты полагают, что на восстановление Сирии понадобится более 200 миллиардов долларов.
Были времена, когда война была высшим судьей. Коалиция, к которой присоединился Вашингтон со своими союзниками, потерпела неудачу и не смогла победить Асада на поле боя, понеся при этом значительные издержки. Но хотя все усилия коалиции пошли прахом, ее члены не готовы признать поражение. Вместо этого так называемые «Друзья Сирии» хотят воспользоваться выделяемой на восстановление помощью как оружием на очередном этапе нескончаемой борьбы за подрыв послевоенных усилий победоносного режима по консолидации своей власти.
Эти «друзья» считают, что финансовая помощь на восстановление может стать наилучшим инструментом для смены режима. Таким образом, они перешли к другой тактике, отказавшись от дискредитировавшей себя и абсолютно провальной политики вооружения оппозиции. Западные страны и их международные институты сегодня приходят к мнению о том, что помощь на восстановление Сирии может быть выделена лишь тогда, когда Асад откажется от власти. Организации CARE International, International Rescue Committee, Norwegian Refugee Council, Oxfam и Save the Children выступили с совместным заявлением, в котором утверждают, что помощь на восстановление Сирии в нынешних условиях будет содействовать укреплению режима, а поэтому принесет больше вреда, чем пользы.
Выступая 18 сентября с речью в конце встречи «Друзей Сирии», которую организовали США, министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон сказал: «Мы считаем, что единственный способ продвинуться вперед заключается в запуске политического процесса. Надо четко заявить иранцам, русским и режиму Асада, что мы как единомышленники не станем поддерживать восстановление Сирии до тех пор, пока не начнется такой политический процесс. Как говорится в резолюции 2254, это подразумевает переходный период и уход Асада».
Очевидно, сторонники такой стратегии считают, что победоносный режим Асада с готовностью капитулирует, чтобы получить доступ к западным закромам, после чего его привлекут к суду в Гааге и четвертуют.
Несмотря на все усилия «друзей» Сирии, Россия, Иран и даже «Хезболла» сегодня находятся в гораздо лучшем положении, чем Вашингтон, и могут эффективно влиять на власть в Дамаске. Что в связи с этим можно сказать об американской политике, которая до сих пор исходит из тех самых предположений и посылок, которые привели к такому плачевному для нее результату?
Невыраженный подтекст такой стратегии заключается в том, что Запад будет и дальше продлевать страдания сирийцев, пока Асад и его окружение остаются у власти. Это очень сильно напоминает драконовскую политику, которую 10 лет тому назад проводил квартет во главе с США в отношении палестинской партии ХАМАС. В 2006 году ХАМАС одержал победу на выборах, после чего многие выступили против выделения помощи палестинской экономике, а мировое сообщество после поражения ФАТХ в июне 2007 года решило посадить на строгую диету сектор Газа, которым руководил ХАМАС. Все это является полезным и наглядным примером того, к чему может привести возглавленный Америкой бойкот послевоенной Сирии, которой будет руководить Асад.
Высокопоставленный дипломат из Госдепартамента Дэвид Сэттерфилд (David Satterfield), возглавляющий ближневосточное направление, объяснил 18 сентября, что США продолжат оказывать гуманитарную помощь страдающим сирийцам, сумма которой с 2001 года превысила четыре миллиарда долларов. Вместе с тем, Америка не будет помогать Сирии в восстановлении.
Благодаря такой политике сирийцы, как и палестинцы в Газе, не будут умирать от голода и болезней. С большим трудом, но они выживут. Однако американцы не станут предоставлять им инструменты и средства, необходимые для восстановления страны и их разрушенных жизней.
Газа до сих пор страдает от такой политики. Всемирный банк отмечает, что в случае продолжения такого курса, продлевающего тяготы и лишения двух миллионов проживающих в Газе палестинцев, этот изолированный анклав к 2020 году может стать необитаемым.
Возглавляемая США кампания против восстановления Сирии очень напоминает политику в Газе. Она затормозит, но не остановит возрождение страны, и ни в коем случае не заставить Асада уйти.
Но в данном случае Вашингтон ведет шахматную партию не с самим собой. Хотя прецедент Газы весьма поучителен, есть существенные и качественные отличия, обрекающие на провал направленную против Асада политику. Кроме того, такая политика способна ослабить американских союзников Ливан и Иорданию. При таком подходе усилятся беды и страдания оказавшихся вдали от родного дома сирийских беженцев. А Россия, Иран и Китай укрепят свое региональное влияние.
Нравится нам это или нет, но военная победа той системы власти, которую создал Хафез аль-Асад и продолжает укреплять его сын, представляет собой референдум по вопросу исторического баланса сил внутри сирийского общества.
У режима Асада гораздо больше шансов одержать верх и добиться успеха, чем у Газы и ХАМАС в период после 2007 года. У Асада есть влиятельные покровители в лице Ирана, России и Китая, которые помогли ему победить в войне, и заинтересованы в послевоенном мире. Эти союзники уже готовятся к восстановлению Сирии, направляя туда делегации, а также заключают соглашения о реконструкции важнейших объектов инфраструктуры, не обращая внимания на готовность Вашингтона финансировать такие усилия. Сам Асад недавно заявил, что спонсоры его противников, выступавшие против режима во время войны, а сегодня столкнувшиеся с необходимостью примирения, не будут участвовать в восстановлении Сирии.
Кое-кому на Западе это может не понравиться, но сирийцы все больше уверены в том что, пушки скоро смолкнут, и уже начинают голосовать ногами, возвращаясь в свою страну и в свои дома. Количество внутренне перемещенных лиц в Сирии значительно снизилась. И что не менее важно, беженцы из Сирии, живущие за ее пределами, начинают возвращаться на родину во всех больших количествах, заявил Сэттерфилд.
Ливан и Иордания, разместившие у себя миллионы сирийских беженцев, и понесшие в связи с этим огромные политические и финансовые издержки, с нетерпением ждут того момента, когда сирийцы вернутся на родину. Возвращение беженцев в Сирию, а также стремление принять участие в выгодном бизнесе по восстановлению страны стали мощным стимулом для Бейрута и Аммана, которые готовы примириться с Дамаском и уже начали усилия в этом направлении.
Гуманитарная помощь, которую предоставляют Соединенные Штаты и другие страны, имеет свою ценность. Однако стремящиеся к восстановлению Сирии страны реализуют более приемлемую и эффективную в политическом и экономическом плане стратегию. В то же время, усилия, направленные на продление бедствий и страданий сирийцев, а также на сохранение огромной, создающей немалые сложности сирийской диаспоры в Иордании, Ливане и Турции, вряд ли приведут к успеху.
Джеффри Аронсон — председатель и соучредитель организации The Mortons Group, а также внештатный научный сотрудник Института Ближнего Востока.