Чаще всего я захожу в свои приложения социальных сетей рефлекторно, как будто мои пальцы и иконки — это магниты. Я даже не осознаю, чем занимаюсь, пока не коснусь пальцем иконки Instagram на своем экране. Потом еще раз. И еще.
Это дурная привычка, которая не делает меня счастливой. Может, у вас то же самое? Научные исследования неоднократно показывали, что хотя благодаря социальным сетям мы контактируем друг с другом, из-за этого мы плохо себя чувствуем. И все равно мы этим занимаемся. Снова и снова. Мы делаем это, потому что не в силах остановиться.
По этой причине в прошлом месяце я попробовала нечто совершенно новое. Я вышла из аккаунтов в своих социальных сетях на телефоне и вошла в них на своем настольном компьютере. Я поставила перед собой цель: общаться в Facebook, Twitter и Instagram только на своем рабочем компьютере. Я надеялась, что мне удастся сэкономить уйму времени, так как на компьютере я работаю далеко не весь день.
И знаете что? Это вроде бы дало результат. Постепенно, с перерывами потребность заходить в социальные сети начала ослабевать. Вместо того, чтобы листать странички в Twitter в ожидании поезда метро, я нашла лучшее применение своему телефону. Я просматриваю приложение New York Times, слушаю радиопередачи, играю в триктрак. Вместо того, чтобы по утрам просматривать Instagram, Twitter, а затем электронную почту, я теперь проверяю только почту. Маленькие, но важные шажки!
Все социальные сети сделаны так, чтобы мы постоянно туда возвращались. Прежде всего это касается мобильных приложений. В последние годы возникает отрицательная реакция на привязчивый интерфейс таких платформ как Facebook, Twitter и Instagram. Такие функции как автовоспроизведение, бесконечный просмотр, обратные хронологические графики и уведомления без запроса когда-то называли интуитивно понятными и не вызывающими никакого раздражения. Сегодня говорят, что они помогают манипулировать людьми.
Компьютерные приложения — тоже не без крючков, на которые можно попасться, но они менее суровы. Причина отчасти заключается в том, что социальные сети оптимизированы под мобильные телефоны. Да, Facebook и Twitter возникли как вебсайты, но мобильной версией стало пользоваться намного больше людей, чем компьютерной. Сегодня все большее количество людей пользуются приложениями Twitter и Facebook только на своих сотовых (для Facebook этот показатель составляет 54%, а для Twitter — 45). Можно предположить, что у Instagram этот показатель еще выше, так как эта платформа ввела веб-профили лишь спустя два года после своего запуска.
По мере того как социальные сети переходят на мобильные телефоны, их компьютерные версии начинают казаться неудобными и неинтересными. На компьютере общаться в соцсетях не так увлекательно, как на мобильном. И это хорошо, говорит профессор школы бизнеса Нью-Йоркского университета Адам Олтер (Adam Alter), написавший книгу "Неотразимые" (Irresistible), в которой говорится о развитии технологий, вызывающих привыкание. «Подача материала идет не столь аккуратно и гладко, как когда вы листаете его простым движением пальца, — отмечает он. — Вам приходится работать мышкой или делать что-то еще, для чего требуются дополнительные усилия. И даже очень незначительные усилия влияют на ваше восприятие мира».
Сегодня, когда я не могу открыть Instagram или Twitter на своем телефоне, я уделяю гораздо меньше внимания своему сотовому. И это помогло мне понять, почему данные приложения так привлекают внимание. Я пользовалась приложениями, когда мне было скучно, но в процессе этого и сами приложения начинали мне надоедать. Теперь у меня такое ощущение, что я наверстываю упущенное в чтении. Я пока не вылечилась. Иногда я ловлю себя на том, что стучу пальцем по иконке Twitter, но вижу только экран с учетной записью. А еще есть проблемы с размещением материала (вы попробуйте создать историю в Instagram с помощью своего ноутбука). Но смысл моего эксперимента не в том, чтобы запретить социальные сети, а в том, чтобы лучше понять, по какой причине я вообще ими пользуюсь.
«Трудно, но важно убедить себя в том, что эти приложения нужны тебе не настолько сильно, как кажется», — говорит Олтер. Это правда. У меня уже нет такого ощущения, что мне нужны все эти приложения. Но приятно осознавать, что я все еще хочу их.