Кремль меняет долго сидевших на своих местах губернаторов на молодых технократов. Но вряд ли эти лояльные исполнители приказов смогут значительно улучшить положение в критических сферах.
Медленно, но уверенно в России начинается предвыборная фаза. И создается впечатление, что Кремль нервничает. Но ведь, собственно, все ясно: и после выборов в марте 2018 года нового президента будут звать Владимир Путин. Его рейтинг поддержки составляет астрономические 83%, и хотя он официально еще не заявил о своем участии в выборах, ничего не может сломить эту тенденцию. Однако в последние дни Москва предпринимает странные действия: оппозиционера Алексея Навального арестовывают бог весть в который раз, чтобы помешать ему проводить встречи в провинции. Политически более важным является то обстоятельство, что Кремль в этих же регионах начал лихорадочную шахматную партию своими фигурами.
К тому же на прошлой неделе были смещены пятеро губернаторов, а в понедельник была объявлена еще одна отставка. Но это еще не все. В Кремле говорят о почти дюжине следующих замен в 85 регионах до середины октября. Это уже третья рокировка за год: еще в 2016 и весной 2017 года ушли в отставку 15 региональных правительств.
Менеджеры вместо политиков
Обоснование таких шагов часто было одинаковым. «Почти всегда опытные и непопулярные региональные политики заменяются молодыми менеджерами с хорошими связями в Кремле», — заявляет политолог Николай Петров. В России таких назначенцев называют «варягами» — это местное название викингов. В IX веке викинги основали первое государство на русской земле. Поэтому с советского времени так называют тех чужих руководителей, которых центр назначает руководить регионами.
Нынешняя сентябрьская ротация в год перед региональными выборами должна дать вновь назначенным губернаторам возможность положительно зарекомендовать себя в глазах населения. Эта тактика оправдала себя, замечает профессор Петров, который преподает в московской Высшей школе экономики. Последняя рокировка служит как раз для того, чтобы гарантировать Путину хорошие результаты на президентских выборах. Новые губернаторы должны к тому же реализовывать такие заметные государственные проекты, как, например, строительство дорог или меры социального развития. Многие регионы в результате кризиса 2014 года были вынуждены сильно сократить свои расходы. Теперь близкие к Кремлю менеджеры должны влить свежую кровь.
Кадровые резервы Кремля
Так произошло в Нижегородской области, где 40-летний Глеб Никитин сменил непопулярного 70-летнего Валерия Шанцева, который занимал этот пост с 2005 года. Эта область по величине населения занимает в стране девятое место и играет важную экономическую роль. Однако управление ею было явно слабым: период работы Шанцева сопровождался конфликтами элиты, коррупцией в его окружении, большим дефицитом бюджета и снижающейся реальной заработной платой. Юрист Никитин должен расчистить эти авгиевы конюшни. Он, как и Путин, — выходец из Петербурга и сделал карьеру в госаппарате, где дослужился до должности заместителя министра промышленности и торговли.
У Никитина хорошие контакты с госкорпорацией «Ростех» и с президентом. Он, как и еще четыре новых губернатора, относится к так называемому кадровому резерву Кремля. Подразделение администрации президента, которым руководит бывший премьер-министр Сергей Кириенко, разработало строгую эволюционную систему отбора новых политиков. Их здоровье и лояльность тщательно проверяются. Одновременно это подразделение, согласно сообщениям СМИ, постоянно следит за работой губернаторов с помощью системы, которая выдает положительные и отрицательные оценки экономической деятельности, коррупционных скандалов, решения конфликтов и популярности. Все те пять губернаторов, которые были смещены на прошлой неделе, получили плохие оценки. В "списке на вылет" находятся еще 11 фамилий.
«Кремль хочет управлять страной как фирмой, но это не так просто», — говорит Николай Петров. «Он недооценивает то обстоятельство, что губернаторы, собственно, должны представлять интересы своего региона, а не просто выполнять приказы Москвы.» «Варяги», направленные прямо из Москвы, не имеют хороших корней в регионе, что повлияет на их популярность и пробивную силу в глазах местной элиты. Это приведет к мышлению, основанному на принятии краткосрочных решений, и к недостаточной последовательности стратегии развития. «Для многих из этих технократов губернаторский пост является всего лишь шагом по карьерной лестнице, которая часто ведет их снова назад в Москву».
Дворцовые интриги в Кремле
Неясно, насколько это технократическое решение соответствует политической реальности. Кремль охотно предпринимает подобные шаги, и они популярны у части населения, потому что создают видимость авторитарной модернизации. Но у этих решений — два недостатка. Во-первых, непрозрачные властные игры в окружении Путина и в провинции при распределении постов играют по меньшей мере такую же важную роль, как и профпригодность. Во-вторых, зависимость от Кремля прямо подрывает способность «варягов» развивать свой регион. Так в важной Красноярской области влиятельного регионального политика сменил «варяга». Кремль таким образом часто действует оппортунистически в интересах обеспечения власти в краткосрочной и среднесрочной перспективе.