Москва — Утро минувшего четверга началось с жестоких мер, которые полиция применила в отношении целого ряда активистов российской оппозиции по всей Москве. Отряды полицейских врывались в дома с обыском, подвергали оппозиционеров допросам, запугивали детей и членов семьи, портили и конфисковывали имущество.
Все эти события произошли всего за два дня до юбилея президента России Владимира Путина, которому исполняется 65 лет, как будто кто-то хотел поскорее разобраться с нерешенными вопросами и убедиться, что никому не удастся испортить ему праздник.
В квартиру Андрея Коняхина, известного журналиста, занимающегося расследованием наиболее скандальных дел о коррупции, полицейские ворвались в тот час, когда семья еще спала. 18-летняя дочь Коняхина говорит, что никогда не забудет, как оперативники напролом двинулись через их комнаты.
К 7:40 утра полиция закончила конфискацию компьютеров и прочих устройств, но допросы продолжались более восьми часов. «Теперь мне нужно как-то увезти отсюда нашего ребенка, которому 10 дней от роду», — написал Коняхин в текстовом сообщении The Daily Beast, в то время как полицейские все еще были у него дома (Андрей также является руководителем Центра управления расследованиями (IMC).
В шесть часов утра активиста в сфере благотворительности Николая Лифшица разбудил дверной звонок, и, еще не до конца проснувшись, он пошел открывать дверь. Ворвавшаяся в квартиру группа из пяти полицейских и следователя сбила его с ног. Один из сотрудников скрутил Николаю руки и прижал лицом к полу: «Кто еще в квартире? Как зовут?»
В течение шести часов следователь допрашивал Лифшица по делу ЮКОСа, когда-то крупнейшей нефтяной компании России. В 2003 году владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский под дулом пистолета был арестован в аэропорту одного из сибирских городов, пробыл в тюрьме до конца 2013 года, а затем эмигрировал из страны.
С декабря 2016 года по май этого года Лифшиц работал в группе Ходорковского «Открытая Россия» координатором оппозиционной школы для кандидатов на муниципальных выборах. Ранее в этом году Кремль признал организованный Ходорковским Фонд «Открытая Россия», а также Институт современной России и группу «Открытая Россия» «нежелательными организациями» и запретил их деятельность. По закону, подписанному президентом Путиным, всякий, кто сотрудничает с этими группами, может подвергнуться преследованиям.
«Путин считает Ходорковского своим главным противником; власть не собирается мириться с какими бы то ни было митингами, журналистскими расследованиями или политической подготовкой в регионах, — сказал The Daily Beast Алексей Макаркин, вице-президент "Центра политических технологий". — Не думаю, что Кремль считает рейды слишком жестокими: некоторые из полицейских — ветераны сирийской войны, у них другие понятия о насилии».
Два месяца назад от рака скончалась мать Лифшица, которая жила вместе с сыном. Активист сообщил полицейским, что он в трауре, но сотрудники полиции все рано конфисковали принадлежавшие его матери ноутбук и iPad, а также футболки и флаеры для президентской кампании ключевого кандидата от оппозиции Алексея Навального.
«Я все время твердил полицейским, что за последние пять лет моей оппозиционной деятельности не совершал ничего противозаконного, что со мной следует обращаться цивилизованно, но они ответили, что мы, активисты оппозиции, никчемные люди, — сказал Лифшиц The Daily Beast. — На следующий день после того, как в Москве был убит лидер оппозиции Борис Немцов, Россия проснулась диктатурой, где все контролируется правоохранительными органами Путина».