Незадолго до визита российского министра обороны Сергея Шойгу на оккупированные палестинские территории Израиль вновь озвучил свои угрозы в отношении ситуации на сирийской арене и подчеркнул, что конфронтация между ним и Ираном неизбежна.
Визит Шойгу в Тель-Авив — это обычный визит в необычный период. Сразу после военной победы сирийского государства и его союзников речь пойдет политических шагах, связанных с политическим будущим Сирии.
С точки зрения Тель-Авива будущий визит — это новая возможность пересмотреть условия сотрудничества с Москвой, расширить его границы, а также попытаться устранить негативные последствия противоречий между странами. Одним из важнейших рычагов, имеющихся у Израиля для достижения этих целей, по крайней мере теоретически, является демонстрация и преувеличение своих военных возможностей, посредством которых Израиль хочет показать, что если захочет, может нанести ущерб интересам России в Сирии.
Однако российская сторона ведёт себя, как «хозяин», готовый «обнажить острые клыки» в случае, если какой-либо игрок, включая Тель-Авив, решит напрямую ударить по его интересам. Позиция США, которая по мнению Израиля является отступлением в Сирии, может помочь России укрепить свои позиции в этой стране. Тем не менее, осторожность Тель-Авива в этих условиях не означает, что он не должен обозначить для России «красные линии», в частности, относительно последующего присутствия Ирана в Сирии, а также восстановления оборонных возможностей сирийского государства. Для Ирана это представляет угрозу, сосуществование с которой невозможно.
Однако слабость Израиля заключается в том, что ему не доверяют. Это касается не только сирийского государства и его союзников: Ирана и «Хезболлы», но и российской стороны. Эти четыре игрока отлично осознают, насколько ограничена способность Израиля достигать своих целей при помощи военной силы, хотя время от времени он наносит удары, они не влияют на итоги боевых действий на сирийской арене и не могут повлиять на политическое будущее страны.
Соответственно, Израиль заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свою решительность, волю и мощь своим врагам и российскому «другу» в попытке повлиять на их убеждения относительно израильского фактического потенциала. Более всего Тель-Авив заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свою мощь и решительность в преддверии визита Шойгу, тем более, что визит российского министра, при условии, что он носит серьезный характер, представляет собой возможность передать России нужные сообщения и повлиять на российскую позицию по политическому решению в Сирии. Израильское руководство опасается, что данное политическое решение станет прямым результатом того расклада сил, который сложился "на земле", то есть победы вражеской оси.
Вместе с тем угрожающее послание Израиля и его заявление о том, что война неизбежна, адресованы сирийскому государству, Ирану и «Хезболле» — трем сторонам, наиболее тесно связанным благодаря общим целям и принципам. По словам Израиля, он страдает от «равнодушия» ко всем своим угрозам, в связи с ограниченностью действий, которые страна может предпринять. Неужели Израиль выиграет от усиления угроз?
Вчера в газете «Едиот ахронот», появилась статья под заголовком «Ветер противостояния», в которой содержится угрожающее послание Израиля о том, что противостояние между Израилем и Ираном на сирийской арене «неизбежно и необратимо». Указывается, что иранский режим не принимает всерьез предупреждения израильских служб безопасности и поддерживает контакты с сирийским правительством, а также занимается поиском территории для военной авиабазы в окрестностях Дамаска, где могли бы быть размещены самолеты иранской революционной гвардии. Контакты между двумя сторонами (Иран и Сирия) направлены на создание независимого иранского военного дока в порту Тартус, а также развертывание иранского военного корпуса на территории Сирии.
Все эти события, как подчеркивает газета, противоречат тому, что в прошлом утверждал Израиль, а также российская сторона, о том, что она не позволит Ирану иметь присутствие в Сирии. Как утверждается в издании, способов изменить поведение Ирана в регионе, не существует. Единственное решение — наказать Иран и создать еще один «кризис» в регионе (противостояние с Ираном), создать для него военную угрозу в Сирии или на любой другой арене.
На иранскую угрозу в Сирии Израиль отвечает рядом встреч и визитов. Так, через несколько дней в Тель-Авив прибывает министр обороны России Сергей Шойгу. Решено, что с ним встретятся высокопоставленные должностные лица из органов израильской безопасности, а также министр обороны Авигдор Либерман, который на следующий день отправится в Соединенные Штаты, чтобы встретиться с министром обороны Джеймсом Матисом. Согласно заявлениям Израиля, главным предметом обсуждения на этих встречах будет проблема Ирана.
Израильская газета перечислила требования Израиля к российской стороне: предотвращение создания иранских баз в Сирии и возобновления работы на сирийском ракетном заводе, который был атакован несколько недель назад. Израиль также призывает Россию в рамках постоянного урегулирования в Сирии восстановить статус Голанских высот в соответствии с соглашениями о прекращении огня от 1974 года, которые требуют полного разоружения на расстоянии пяти километров от границы. Однако после этого Израиль потребует, чтобы трасса Дераа — Дамаск рассматривалась в качестве границы, пересекать которую иранцы не имеют права.
Что касается израильских надежд на возможность добиться этого, то следует сказать, что российская сторона отвергла требования Израиля касательно иранского присутствия в Сирии. А Тель-Авив в последние месяцы сумел найти фундаментальные противоречия между интересами Ирана и России.
Как пишет вышеупомянутое издание, если израильский дипломатический шаг не принесет плодов, это будет значить, что Израиль движется к конфронтации с иранцами.