Киев (Украина) — 4 октября украинский парламент с неприсущей ему оперативностью и 233 голосами «за» из 450, принял законопроект №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета во временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областей», направленный якобы на возвращение Донбасса под суверенитет Украины. Переводя этот набор слов на более понятный язык, стало очевидным, что кризис на Донбассе украинская сторона решать не намерена, а необъявленная война будет продлена еще минимум на год. Также очевидным становится и то, что от принятия закона президент Украины Петр Порошенко выигрывает дважды. С одной стороны, он сохраняет перед западными «кураторами» лицо, декларируя приверженность мирному урегулированию кризиса. С другой — война, приносящая несусветные прибыли, заканчиваться не должна.
Кадило крутится — лавэха мутится
С неприсущим украинским политикам единодушием и провластная и оппозиционная к Петру Порошенко стороны, сошлись в одном — данный закон, по сути, проблемы на Донбассе не решает, а многие его статьи и правки напрямую противоречат друг другу. Более того, на Украине давно уже поговаривают, что восточный кризис можно было разрешить дипломатическим путем еще пару лет назад, без жертв и кровопролития с обоих сторон. Достаточно вспомнить слоган президентской кампании Порошенко в 2014 году: «Остановим войну 25 мая, сразу же после выборов».
По мнению участника Трехсторонней контактной группы в Минске, украинского политика Виктора Медведчука, законопроекты Порошенко не только усугубляет конфликт, но и на сколько лет вообще отбрасывает какую-либо возможность возвращения «мятежных» районов Луганской и Донецкой областей под украинский суверенитет.
«Проголосовав, как за данный законопроект, так и за определение России, как страны-агрессора, Верховная рада создала дополнительные барьеры для дипломатического, политико-правового пути решения конфликта. Наряду с другими инициативами власти, раскалывающими Украину на части («закон о декоммунизации», отказ от внеблокового статуса, провозглашение курса на членство в НАТО, закон об образовании, введение торговой, экономической и продовольственной блокады неподконтрольных Украине территорий), новый закон, принятый по Донбассу, отдаляет, если не делает невозможным, возвращение Донбасса на Украину и Украины на Донбасс», — заявил Медведчук.
По мнению оппозиционного политика, принятие этого закона не обошлось без давления «западных партнеров». Ведь главная цель этого законотворческого абсурда — оправдать санкции против России с их дальнейшей пролонгацией и ужесточением. Но это лишь для сохранения собственного реноме в глазах западных «доноров». Другой рукой Украина не брезгует принимать и далее российский капитал, а сама Россия за последний год стала третьим по величине инвестором в экономику Украины. Это как понимать?
Ирина Луценко: этот закон спасет украинских военных от Гааги
Впрочем, на Украине особо никто и делает секрета из того, что текст законопроекта согласовывался с Западом и им же корректировался. Накануне, в Администрации президента Украины (АП), заявили, что документ появился на свет после многочисленных консультаций со странами-участниками «нормандского формата» — Германией, Францией, Россией, а также с представителями США.
Еще одним интересным пунктом в законе является целый ряд изменений относительно местного самоуправления на Донбассе. В случае введения на Украине военного положения, («Закон О правовом режиме военного времени»), центральная власть в Киеве наделяет себя правом досрочно прекратить полномочия сельских, районных или городских советов, заменив их на военно-гражданские администрации. А в данном случае, должность глав этих советов перестает быть выборной и их напрямую назначает Верховный Главнокомандующий, то есть президент Петр Порошенко. А это ли не узаконенный путь расставить на Донбассе лояльных к Киеву людей?
Однако, по мнению украинского политолога Владимира Фесенко, вероятность введения военного положения на Украине на данный момент весьма призрачна, ввиду все того же несовершенства украинского законодательства. Идея есть, а как ее реализовывать в рамках закона, никто не знает.
«Это будет что-то похоже на военное положение. Контролируемая Украиной часть Донбасса будет иметь особый порядок управления, будет усовершенствован механизм военно-гражданских администраций и четко определен порядок военных действий в Донбассе. Иными словами, фактически будет узаконены действия ВСУ, а президенту будут предоставлены полномочия на оперативное и единоличное реагирование в случае военных действий», — говорит политолог.
Украина — России: нам ваш Крым и даром не нужен
Как мы уже и говорили, кроме массы противоречий, законопроект о «реинтеграции» Донбасса содержит в себе и явно антиукраинские статьи. Иначе, как понимать то факт, что «аннексированный» Россией Крым не только не учтен в программе возврата «мятежных территорий» под суверенитет Украины, но даже не вспоминается в каком-либо другом законопроекте.
«Самое забавное при этом, что режим Порошенко и его сторонники постоянно орут об «оккупации Крыма», но в данном законе Крым в состав «оккупированных территорий» не включен. Более того, если украинские «патриоты» заявляют о том, что Крым оккупирован, и они тоже собираются его «освобождать», как и Донбасс, то по чисто военной логике нужно пытаться освобождать его именно сейчас, пока мост не достроен — потому что после окончания строительства Крымского моста снабжение и переброску российских войск с материка будет осуществлять гораздо проще», — иронизирует Фесенко.
Резюмирую закон о «реинтеграции» Донбасса в целом, Фесенко уверен в том, что он абсолютно не жизнеспособен и проблему Донбасса в ближайшей перспективе не решит.
«Хотя в законе формально и заявляется о «стремлении к правовому урегулированию», но он фактически отменяет все достигнутые ранее договоренности (которые Киев никогда и не пытался соблюдать), а весь документ пропитан жаждой войны и крови вперемежку с банальной жадностью», — говорит политолог.
Возвращаясь же к пресловутым Минским соглашениям, на которых так настаивает Украина, то принятый закон создает лишь видимость их выполнения Киевом. Но и здесь Украина остается непоследовательной и противоречит сама себе. Если в Минских соглашениях четко сказано, что Россия не является стороной конфликта, а лишь участвует в его урегулировании, то в новом законе ее называют страной-агрессором.
«Где логика? Я не помню ни одного прецедента в истории, чтобы был «агрессор», были «оккупированные территории», а войну никто не объявляли. Наоборот, бывало — состояние войны между странами могло формально длиться десятилетиями, но что бы «оккупация» и «агрессия» имели место без объявления войны — я не могу вспомнить ни одного случая», — говорит Фесенко.