На прошлой неделе в Россию с официальным визитом прибыл король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Это был первый визит короля Саудовской Аравии в Россию (а также в СССР) за 90-летнюю историю существования нынешней династии.
Россия и Саудовская Аравия традиционно находились в противоположных лагерях как на Ближнем Востоке (в частности, в сирийской гражданской войне), где Эр-Рияд является ближайшим союзником США в арабском мире, так и на нефтяных рынках, где оба государства конкурируют в борьбе за статус крупнейшего производителя и экспортера нефти. Кроме этого, Саудовская Аравия — главный мировой центр ваххабизма, а у России это течение ислама не без причин ассоциируется с терроризмом.
С визитом короля в Москву к списку упомянутых выше стран — хотя и с рядом оговорок — может присоединиться также Саудовская Аравия. Должностные лица монархии, которые почти всегда являются близкими или дальними родственниками короля, даже особо не скрывают, что разочаровались в сотрудничестве с Западом, в особенности с США, и поэтому «на всякий случай» улучшают отношения с Россией. Улучшение отношений планируется привычным для государств Персидского залива образом: при помощи покупки на нефтедоллары российских товаров (речь о зерне, атомных электростанциях и оружии), а также посредством инвестиций нефтедолларов в российскую экономику.
Конечно, не исключена возможность, что это всего лишь демонстративный шаг с целью добиться каких-то дивидендов для монархии от западных стран, например, поддержки в конфликте с Катаром или интервенции в Йемен. Но намного более вероятным кажется, что поворот Саудовской Аравии в сторону России (и необходимо отметить — также в сторону Китая) это хорошо продуманный ход и выбор на долгосрочную перспективу. Не зря в Россию на протяжении нескольких лет ездят делегации из Саудовской Аравии все более высокого ранга, и визит короля логичное завершение этих визитов, с тем чтобы поднять сотрудничество на высокий уровень. А если так, то это более чем серьезный сигнал тревоги для Запада и материал для размышлений о том, что в Ближневосточном регионе что-то не в порядке с тактикой и стратегией Запада в целом и США в отдельности, а также о том, что в них необходимо изменить, пока еще есть такая возможность.