Летом этого года Россия находилась в центре внимания СМИ. Однако помешать России сбросить с себя оковы стагфляции не смогли ни западные санкции, введенные из-за аннексии полуострова Крым, ни последствия расследования возможного российского вмешательства в президентскую кампанию в США, ни меры по спасению крупнейшего частного банка страны, принятые в прошлом месяце.
Цель завершившейся недавно поездки в Москву состояла в том, чтобы оценить воздействие этих событий на экономику и рынок капитала. Речь при этом идет о ключевом вопросе: ускорится ли конъюнктурный подъем в России, и присвоят ли рейтинговые агентства стране рейтинг инвестиционного класса.
Предварительные выводы
Санкции
Посольство США в Москве, которое кажется практически безлюдным, пожалуй, лучше всего символизирует глубокую трещину, образовавшуюся в отношениях между Россией и Америкой. Это прямое следствие высылки американских дипломатов, что в свою очередь стало ответом на обвинения во вмешательстве в президентскую кампанию, предъявленные американцами России. Это и символ того, что российско-американское сближение в краткосрочной перспективе — вещь невозможная.
Однако главной темой дебатов в СМИ является вовсе не конфронтация с Западом. В политических кругах Москвы, которые вполне способны с юмором описать происходящее, все вертится вокруг вопроса, кто в марте 2018 года вместе с Путиным, [претендующим на пост президента], будет баллотироваться на пост премьер-министра. В то время как переизбрание Путина кажется почти неизбежным, многие считают выборы премьер-министра предзнаменованием того, что следует ожидать в ближайшие шесть лет. Но, по крайней мере в настоящий момент, исход выборов никак не влияет на нашу положительную позицию в том, что касается отношения к местным ценным бумагам и выбранным долговым обязательствам России.
Банковская сфера
Россия сталкивается и с внутриполитическими вызовами, в особенности в банковской сфере. В прошлом месяце Центральный банк России вмешался, чтобы спасти банк «Открытие» после того, как всплыли случаи его мошенничества с внебалансовыми счетами. После нашего визита стало известно, что такая же участь ждет и «Бинбанк». Следовательно, встал вопрос о том, как сильно кризис может затронуть другие частные банки.
Такие опасения привели к тому, что более стабильные банки, прежде всего подконтрольные государству, смогли зафиксировать приток средств. Но это способствует тому, что они становятся еще более ликвидными и влиятельными игроками в системе, в которой и без того доминирует государство. Предположительно, в России работают несколько самых компетентных и надежных технократов среди всех развивающихся стран. Но возможность политического вмешательства существовала всегда.
Рейтинги
Дождется ли Россия повышения рейтинга до «инвестиционного класса»? Надежда появилась тогда, когда в марте рейтинговое агентство S&P опубликовало «позитивный прогноз». Ожидания выросли также ввиду сильного роста экономики. Однако рейтинговые агентства хотят стать свидетелями устойчивого роста, который превысит цифру 2%. Поэтому мы исходим из того, что шанс на повышение рейтинга до «инвестиционного класса» в течение ближайших шести месяцев не превышает 50%. Еще ниже шанс на то, что Moody's понизит рейтинг.
Квинтэссенция
Мы ожидаем, что Центробанк вновь снизит ключевую ставку, возможно даже, ускорит свои действия. Это может способствовать тому, что рост ВВП в текущем году достигнет 2%. Но существует сомнение в том, удастся ли России на самом деле продемонстрировать рост более 1,0-1,5% в год при отсутствии диверсификации экономики.
Между тем кажется, что волатильный нефтяной рынок мало влияет на курс рубля, который часто служит мерилом и планкой для цен на нефть. Поддержку валюте могут оказать стратегия кэрри-трейд (carry trade) и по-прежнему низкая доходность в экономиках развивающихся стран.
Стабильный бюджет России и недавний скачок роста указывают на возможное повышение рейтинга до «инвестиционного класса». Но рейтинговые агентства могут отказать России в принципе «при сомнении в пользу обвиняемого», пока экономический подъем не приобретет устойчивый характер. Поэтому мы сохраняем оптимизм, но будем осторожны.
Яков Арнополин — портфельный управляющий по развивающимся рынкам американской инвестиционной компании PIMCO.