Как удалось выяснить CNN, в ходе одной такой кампании, представленной русскими в качестве составной части движения Black Lives Matter, использовались Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Tumblr и игра Pokémon Go, а ее агенты даже связывались с некоторыми репортерами, чтобы усилить расовую напряженность и посеять рознь и смуту среди американцев.
Эта кампания, получившая название Don't Shoot Us («Не стреляйте в нас»), позволяет по-новому взглянуть на то, как российские агенты создали целую онлайновую экосистему. Эта система через многочисленные платформы в интернете передавала вызывающие рознь политические послания, проводя операцию, руководство которой, по всей видимости, осуществлялось из одного источника — таинственной, связанной с Кремлем фабрики троллей, известной под названием Агентство интернет-исследований.
Знакомый с этой ситуацией источник подтвердил CNN, что страничка Facebook Don't Shoot Us стала одним из 470 аккаунтов, которые были закрыты после того, как компания выяснила, что все они связаны с данным агентством. CNN же выявила связи между этой страничкой и другими аккаунтами Don't Shoot Us.
В ходе кампании Don't Shoot Us (ее название могло быть позаимствовано из лозунга Hands Up, Don't Shoot («Руки вверх, не стрелять»), который обрел популярность после убийства чернокожего Майкла Брауна) внимание заострялось на случаях мнимых зверств полиции. При этом ее организаторы преследовали двоякую цель: спровоцировать протесты среди афроамериканцев и усилить мнение американского общества о том, что политическая активность чернокожих становится серьезной угрозой.
Принадлежащие этой кампании аккаунты в Facebook, Instagram и Twitter в настоящее время заблокированы. По состоянию на утро четверга ее канал в YouTube и вебсайт все еще работали. На страничке в Tumblr сейчас пишут о Палестине.
Все вышеуказанные компании отказались дать комментарии по поводу Don't Shoot Us. Представители Facebook, Twitter и Alphabet, которая является материнской компанией Google и YouTube, согласились дать 1 ноября показания в комитетах сената и палаты представителей по разведке, о чем сообщили представители всех трех фирм.
Анализ связей между различными аккаунтами Don't Shoot Us в социальных сетях показывает, каким образом одно-единственное видео в YouTube или пост в Twitter могли подтолкнуть пользователей к активному распространению этих материалов и в конечном итоге заставить их действовать.
На страничке Don't Shoot Us в YouTube, которая озаглавлена просто Don't Shoot, есть более 200 видеозаписей новостных репортажей, полицейской слежки и любительской съемки, которые показывают случаи мнимого насилия полиции. Эти видео, размещенные с мая по декабрь 2016 года, набрали более 368 тысяч просмотров.
Все эти видеоматериалы в YouTube дают ссылку на вебсайт donotshoot.us. Этот вебсайт был зарегистрирован в марте 2016 года в Иллинойсе на имя Кларк Йорк (Clerk York). В официальных документах нет ни единого упоминания о жителе Иллинойса Кларке Йорке. Указанные при регистрации сайта адрес и номер телефона принадлежат торговому центру, находящемуся в Норт-Риверсайд, штат Иллинойс.
Вебсайт donotshoot.us в свою очередь дает ссылку на аккаунт в Tumblr. В июле 2016 года в этом аккаунте было размещено объявление о проведении состязания между игроками Pokémon Go. Это игра с дополненной реальностью, во время которой пользователи выходят в реальный мир и при помощи своих смартфонов находят и «тренируют» виртуальных существ покемонов.
Как правило, в ходе состязания аккаунт Don't Shoot Us давал указание читателям заниматься поисками и обучением покемонов вблизи тех мест, где были отмечены случаи полицейского произвола. Пользователи должны были давать своим покемонам имена жертв такого произвола. В одном посте с рекламой этого соревнования показан покемон по имени Эрик Гарнер. Это имя афроамериканца, погибшего от рук нью-йоркского полицейского, применившего против него удушающий прием.
В объявлении о проведении состязания говорилось, что победители получат подарочные сертификаты Amazon.
Непонятно, чего хотели добиться организаторы этого состязания, хотя вполне возможно, что они намеревались напомнить людям, жившим неподалеку от мест полицейского беспредела, о том, что там произошло, дабы вызвать у них ненависть и возмущение.
CNN не нашла свидетельств того, что кто-то из игроков в Pokémon Go принял участие в этом соревновании, и что обещанные подарочные сертификаты Amazon действительно были вручены победителям. Неясно и то, намеревались ли вообще организаторы этого состязания вручать призы победителям.
«Из тех материалов, которые передала нам CNN, становится ясно, что третья сторона использовала в своих рекламных целях нашу игру без нашего разрешения», — говорится в заявлении компании Niantic, которая разработала Pokémon Go.
«Важно отметить, что Pokémon Go как игровая платформа не использовалась и не может использоваться для распространения информации среди пользователей приложения. Организаторы этого „соревнования" предлагали людям делать скриншоты со своих смартфонов и распространять их через социальные сети, но не через нашу игру. По мере появления дополнительной информации Niantic определится с тем, как нам на это отреагировать».
Та страница в Tumblr, которая рекламировала соревнование, больше не сообщает информацию о насилии полиции. Похоже, что теперь она занялась кампанией в поддержку Палестины.
Tumblr отказалась подтвердить CNN, что организаторы действий в рамках Black Lives Matter и авторы постов о Палестине — одни и те же люди, сославшись на свою политику конфиденциальности частной информации. Tumblr также отказалась сообщить о том, проводит ли она проверку на предмет использования ее платформы русскими во время и после президентских выборов 2016 года.
Don't Shoot Us распространяла свое влияние и за пределами цифрового мира. Ее организаторы использовали Facebook для организации как минимум одного реального мероприятия в рамках движения Black Lives Matter (получив по состоянию на сентябрь 2016 года более 254 тысяч «лайков»).
На следующий день после того, как полиция в июле 2016 года застрелила в пригороде Сент-Пола, штат Миннесота, Филандо Кастиля (Philando Castile), местные активисты заметили в Facebook объявление о проведении протеста, которое распространила неизвестная им организация.
Don't Shoot Us призывала провести протест возле полицейского управления, в котором служил застреливший Кастиля полицейский Жеронимо Янез (Jeronimo Yanez). Местные активисты до этого проводили акции протеста возле резиденции губернатора Миннесоты.
Когда связанные с местными профсоюзами активисты зашли на страничку Don't Shoot Us и начали задавать вопросы, они получили ответ, что пока эти люди в Миннесоте не действуют, а лишь планируют открыть там свое «отделение» в ближайшие месяцы.
У местной организации активистов возникли новые подозрения. Изучив детали и выяснив информацию о регистрации вебсайта, они обнаружили адрес торгового центра. В связи с этим активисты разместили на своем вебсайте заявление о том, что Don't Shoot Us является «делом рук троллей».
CNN попыталась связаться с местными активистами, но на момент публикации этой статьи не получила от них ответа. Председатель отделения Партии зеленых в Миннесоте Брэндон Лонг (Brandon Long) вспоминает, что он слышал о планах проведения мероприятия Don't Shoot Us. Он рассказал CNN: «Мы часто поддерживаем демонстрации и протесты Black Lives Мatter, и нам известны практически все их организаторы. Но эту страничку не узнал никто».
Это было не единственное мероприятие, которое пыталась организовать Don't Shoot Us.
В июне 2016 года какой-то человек, воспользовавшись почтовым адресом Gmail, который был размещен в сети в рамках проведения соревнования Pokemon Go, связался с редактором Baltimore City Paper Брендоном Вайгелем (Brandon Weigel), чтобы организовать протест у здания суда, где должно было состояться слушание по делу одного из полицейских, причастных к аресту чернокожего Фредди Грея (Freddie Gray).
Это письмо вызвало подозрения у Вайгеля. «Редакторы и репортеры нашей газеты знакомы со многими общественными организациями, проводящими свою работу в Балтиморе. Поэтому было очень странно получить письмо от какой-то посторонней организации, пытавшейся организовать протест возле здания суда», — заявил Вайгель CNN.
Он был не единственным репортером, получившим сообщение от Don't Shoot Us. В январе человек по имени Дэниел Рид (Daniel Reed), назвавшийся главным редактором сайта DoNotShoot.Us, дал интервью репортеру ныне несуществующего сайта International Press Foundation, на котором регулярно размещали свои статьи студенты и журналисты-практиканты.
«Нет ни одной цивилизованной страны в мире, где так много случаев полицейского насилия против гражданских лиц», — заявил «Рид».
Репортер International Press Foundation подтвердила CNN, что интервью было проведено по электронной почте, и что она никогда не говорила с «Ридом» по телефону. Оказалось, что адрес, с которого «Рид» давал интервью, тот же самый, с которого получил сообщение Вайгель, и тот же самый, с которого велась реклама состязания Pokémon Go.
«Рид» отправил ответы на вопросы International Press Foundation в документе Microsoft Word на четырех страницах. Этот документ, в котором он описывает проблемы американской системы правосудия и полицейского беспредела, был написан полностью на английском языке. Однако CNN изучила метаданные документа и обнаружила, что некоторые его свойства были описаны на русском языке.
Просмотревшие метаданные этого документа эксперты по кибербезопасности рассказали CNN, что скорее всего он был создан на компьютере, для которого основным языком является русский.
Согласно заявлению Facebook, на сегодня компания обнаружила 470 аккаунтов, связанных с Агентством интернет-исследований. Twitter обнаружил 201 такой аккаунт. Компания Google не сообщила о результатах своей проверки, хотя СNN удалось выяснить, что она обнаружила десятки тысяч долларов, потраченных с российских аккаунтов на покупку рекламных материалов.
Facebook и Twitter представили подробные отчеты о своих проверках в конгресс и в управление специального прокурора Роберта Мюллера, которое проводит расследование обстоятельств российского вмешательства в президентскую кампанию 2016 года.
Свой материал для статьи предоставили Хосе Пальери (Jose Pagliery) и Тал Йеллен (Tal Yellin).