Как существовать рядом со злобным сослуживцем?
Вопрос поставлен грубо, но профессор психологии Стэнфордского университета Роберт Саттон (Robert Sutton) провел академическое исследование, чтобы ответить на него. В недавно вышедшей книге «Не работайте с м*даками — и что делать, если они вокруг Вас» («The Asshole Survival Guide: How to Deal with People Who Treat You Like Dirt») Саттон дает рекомендации, как выжить, если среди твоих коллег по работе есть люди, плохо относящиеся к другим.
Назовем их, например, злобными людьми.
Для начала надо, безусловно, убедиться, что речь идет именно о злобном человеке. Саттон дает определение этому типу людей: общаясь с ними, вы испытываете чувство унижения, неуважения, непригодности и угнетенности.
Чтобы понять, действительно ли этот человек — злобный, надо быть очень внимательным. Злого человека не надо путать, к примеру, со строгим. У строгих людей существуют высокие рабочие стандарты, они требуют от других уважения и не особенно приветливы. Но они совсем не обязательно являются злыми.
Перед тем, как оценить другого человека, Саттон призывает сначала присмотреться к себе: не слишком ли Вы чувствительны, не реагируете ли Вы на критику, которую другие считают обоснованной, слишком бурно. Не оказываетесь ли Вы в окружении злобных людей постоянно?
В этом случае надо просто посмотреть в зеркало. Возможно, что-то в Вашем поведении заставляет людей плохо обращаться с Вами.
Если после проведенных исследований Вы все еще уверены в том, что рядом с Вами злой сослуживец, подумайте, какие советы Саттона пригодятся Вам для того, чтобы исправить ситуацию.
Мы попросили психолога Ари-Пекку Скарпи (Ari-Pekka Skarpi), проводящего корпоративные тренинги, прокомментировать, насколько идеи Саттона подходят финнам.
Относитесь спокойно
По мнению Саттона, хорошо обоснованный, прямой ответ, имеющий уважительный оттенок, оказывает очень эффективное воздействие на злых людей. Истина заключается в том, что люди плохо осознают влияние своего поведения на других до тех пор, пока кто-нибудь не скажет им об этом.
Результаты исследований говорят о том, что озвучивание проблемы действует лучше всего в том случае, когда называются конкретные примеры неприятных поступков и указывается несколько человек, которым были нанесены обиды.
Если контакт со злобным коллегой становится тяжело выносить, имеет смысл обратиться к начальнику — особенно в том случае, когда речь идет о постоянном и систематическом проявлении злости или издевательствах. В Финляндии у руководителей есть законная обязанность пресекать издевательства.
До начала серьезных действий Ари-Пекка Скарп призывает подумать, в чем заключается причина злобы: идет ли речь о злом человеке, или о привычке грубо взаимодействовать с другими людьми?
«На своей работе я встречался со случаями, когда отношения между двумя людьми становились напряженными, и каждый из них считал другого злым. Часто речь идет о злобном взаимодействии, а не о злых людях. Какое-то обстоятельство направило взаимоотношения по неправильному пути. Оказать влияние на злобное взаимодействие легче, чем на злого человека, потому что в этом случае необходимость изменения направлена не на личность, а на манеру общения».
Особняком стоят люди, которые получают удовольствие от собственной злости. Скарп подтверждает, что такие люди существуют. В этом случае пригодятся другие советы Саттона.
Уйди, чтобы не стать циником
Уход кажется слишком простым способом, но это не так. Поэтому многие предпочитают просто уменьшить влияние злого человека на свою жизнь или ждут в надежде, что тот изменится.
Исчезнуть можно разными способами. В больших коллективах от влияния тяжелого человека можно избавиться, перейдя в другой отдел или сменив работу.
Саттон советует уходить аккуратно. Сжигание мостов может иметь пагубные последствия — ведь речь идет о злом человеке.
Избегайте
Если по какой-то причине полностью прекратить общение со злым человеком невозможно, Саттон советует уменьшить возможность его воздействия. Чем реже Вы встречаетесь со злым человеком, тем меньше он успевает испортить Вам настроение.
Воздействие можно уменьшить, например, увеличив расстояние до рабочего места злого человека. По словам Саттона, достаточно трех метров. Кроме этого, стоит продумать, можно ли сделать так, чтобы пересекаться со злобным сослуживцем как можно меньше: работать в другую смену, меньше участвовать в общих собраниях, больше работать удаленно и ходить на обед в другое время.
По мнению Ари-Пекки Скарпа, совет Саттона относительно того, чтобы избегать злого человека, не является однозначным: тогда ты сам начнешь издеваться.
«Вместо того чтобы придумывать, как избежать общения со злым человеком, имеет смысл подумать, как сделать атмосферу на рабочем месте лучше и безопаснее. Чем меньше вы провоцируете проявление злости, тем меньше у нее шансов проявиться».
Защити свою душу
Один из способов облегчить ситуацию — начать относиться к ней по-другому. В этом помогает разговор с коллегами по работе. Скорее всего, злой человек относится плохо ко всем, а не только к Вам. Проявление злобы можно принять спокойнее, если осознать, что оно не имеет персонального характера.
Затем следует подняться над ситуацией. По словам Саттона, можно самому абстрагироваться от ситуации с помощью, например, таких воображаемых действий: спокойно смотрите на начинающего злиться человека глазами врача, который поставил пациенту диагноз стервозности. Чем необычнее проявление злобы, тем интереснее случай.
Более мягким способом защиты от выходок неприятного человека является проявление сочувствия к нему. Здесь на помощь придут классические упражнения, которые помогут выработать это чувство.
«В этом упражнении положительные чувства сначала направляют на своих близких, а затем стремятся испытать их в отношении злого человека. Изменение точки зрения помогает преобразовать отрицательные чувства в нейтральные, при этом вы оказываетесь лучше защищены от провокаций».
Однако обращаться к этим способам защиты можно только временно. Никто не должен находиться под воздействием злого человека долгое время.
Боритесь
Злого человека, по мнению Саттона, можно попытаться выгнать, но это непросто. Главное — не использовать его же методы. Тому, кто кричит или ругается на злобного человека, труднее добиться правды.
Вместо этого Саттон советует собрать доказательства: например, сохранить злобные электронные сообщения, комментарии в социальных сетях. Можно попросить коллег о помощи. Чем больше человек хотят избавиться от недоброжелателя, тем больше у них шансов на успех.
«Собирая свидетельства или избегая злого человека, подумайте, не начинаете ли Вы сами издеваться», — говорит Скарп.
Поэтому, прежде чем вы начнете принимать меры сами, лучше, чтобы в неприятной ситуации разобрался начальник, врач вашего предприятия или психолог.