Андрей Турчак — один из самых преданных соратников Владимира Путина. Он возглавлял Псковскую область на западе России с 2009 года. Но на этой неделе с офисом губернатора ему пришлось попрощаться.
Дело в том, что прошлое Турчака может бросить тень на будущую президентскую кампанию в важном регионе. Отчасти потому что он поссорился со всей местной партийной верхушкой, отчасти потому, что его все еще обвиняют в причастности к кровавой расправе с одним российским журналистом, которого избили до полусмерти с металлической трубой.
41-летний Андрей Турчак — не единственный, кого постигла эта участь. За три недели Владимир Путин уволил 11 губернаторов — от Тихого океана до Балтийского моря. А если прибавить к этому еще и увольнения, случившиеся весной этого года, то окажется, что почти четверть региональных лидеров в стране получили в текущем году отставку.
Отставки неразрывно связаны с выборами президента, которые состоятся уже через пять месяцев. Очень немногие сомневаются в том, что Владимир Путин будет избран на новый срок. Но правящая партия стремится к тому, чтобы сделать победу максимально «чистой», несмотря на исключение из борьбы кандидата оппозиции, Алексея Навального и отсутствие четкой темы в избирательной кампании, которая должны обеспечить Путину еще шесть лет в Кремле.
Свежеиспеченные технократы
Навальный, бывший ранее исключительно московским феноменом, в последний год упрочил свои позиции именно в российских городах-миллионниках.
«Именно поэтому в программах новостей все и обстоит так замечательно», — говорит политолог Екатерина Шульман о чистках в губернаторском корпусе.
«Это оставляет впечатление продуманного политического шага, и это стимулирует элиту, которая должна понять, что от него не уйти», — говорит она в беседе с газетой The Moscow Times.
А вот такие люди, как известный и своевольный мэр миллионного города Екатеринбурга Евгений Ройзман, напротив же, совершенно исключаются. Летом он попытался подобраться к посту губернатора, но в конце концов хлопнул дверью и назвал «гонку за губернаторский пост «ролевой игрой, которую следует бойкотировать».
Вместо этого Кремль назначил команду новоиспеченных молодых технократов, никак не связанных с тем регионом, где им предстоит работать. Они укрепляют «вертикаль власти» в Москве, обеспечивающую Путину солидный контроль над российской политикой уже почти на протяжении 20 лет.
В соцсетях многие веселились по поводу физического сходства новоиспеченных губернаторов Самаре, Нижнего Новгорода и Омска: все в очках и волосами на косой пробор.
Быстрые увольнения и назначения последних лет способствовали также тому, что губернаторский пост утратил свою привлекательность для известных лиц даже в правящей партии.
Реформы Владимира Путина годами способствовали тому, что автономия регионов сокращалась, управление денежными потоками централизировалось, а политическая власть губернаторов ослабевала. В последнее время целый ряд губернаторов был принесен в жертву в качестве козлов отпущения в политических разборках, а некоторые даже угодили в тюрьму.
Поблагодарили и отказались
Может быть, именно поэтому некоторые из кандидатов, которым отдавал предпочтение Кремль, в том числе заместитель командующего российской национальной гвардией Сергей Меликов, отказались от предложенной должности руководителя такой важной республики, как Дагестан.
В результате партии приходится довольствоваться все менее опытными чиновниками и заместителями министров на таких важных постах, как губернаторский.
«Замминистра знает свою профессиональную сферу, но ничего не смыслит в политике и выборах», — считает политолог Татьяна Становая.
Многочисленные перестановки освободили партию Путина от ненужного политического балласта на местах накануне выборов, но вопрос о том, станут ли пришедшие неопытные новички плюсом в избирательной кампании, по-прежнему открыт.
Вместе с тем следует сказать, что пресловутые бывшие губернаторы вовсе не остались брошенными на произвол судьбы. Они просто переместились на более анонимные должности в партии. Скандальный Андрей Турчак, например, возглавил ЦК правящей партии в Москве (так в оригинале, — прим.ред.).