Аннексия украинского Крыма, военная кампания в Сирии — просчеты администрации Путина, которая ошеломила Запад жесткими мерами, включающими применение военной силы. Есть опасность, что Россия увязнет в Сирии. На улучшение отношений с США при администрации Трампа рассчитывать не приходится. Российские власти выставляют страну великой державой, однако в реальности все не так гладко, как это может показаться на первый взгляд.
Сирийская кампания: половина россиян за то, чтобы прекратить ее
«Половина россиян требует прекратить военную операцию в Сирии». Такие результаты получила аналитическая компания «Левада-центр» в результате социологического опроса, проведенного в августе. 49% респондентов ответили, что военные операции необходимо прекратить. Это намного больше тех, кто выступил за продолжение кампании — их было всего 30%.
Согласно исследованиям, проведенным в октябре прошлого года, сирийскую кампанию поддержало 52% респондентов. В этот раз доля ответивших, опасающихся того, что Россия может получить «второй Афганистан», в котором увяз СССР, достигла 32%. Россияне выразили мнение, что «Сирия может стать новым Афганистаном».
До некоторых пор все шло по плану, однако по иронии судьбы, администрация Асада получила подавляющее преимущество, а ИГ начала терять свои позиции благодаря военным операциям России и США. В этом и был просчет. Кремль лишился основных предпосылок для сотрудничества с Западом: «борьба с ИГ». Администрация Трампа начала склоняться к тому, чтобы признать Асада, в результате чего козырь, который можно было использовать в игре с Западом, стал не таким веским.
«Ответственность за мирное урегулирование в Сирии возлагают на нас», — делится информацией источник, близкий к российским правительственным кругам. Очевидно, что США теряют интерес к Сирии. Россия преуспела в сближении с такими американскими союзниками, как Турция и Саудовская Аравия, однако у нее нет ни желания, ни ресурсов стать инициатором запутанных мирных переговоров, в ходе которых придется договариваться с администрацией Асада и ее опорой Ираном, а также курдскими силами, стремящимися к независимости.
За последние два года Россия потратила на сирийскую кампанию два миллиарда долларов.
Крушение надежд на отмену санкций
Не видно выхода и из ситуации на Украине. Воспользовавшись свержением пророссийской власти в 2014 году, Россия аннексировала Крым и начала военную агрессию в восточной части страны. Война, в ходе которой Москва оказывает поддержку ополченцам в Донбассе, идет уже четвертый год. Россия продолжает находиться под западными экономическими санкциями.
Агрессия началась под флагом защиты русских, что повысило рейтинг российских властей, поэтому позиции правительства на внутриполитической арене оказались в прямой зависимости от успеха украинской кампании.
#Trump #TrumpRussia #USA #Russia #cartoon #cartooncartel pic.twitter.com/u33mi7bh7O
— Cartoon Cartel (@cartooncartel_) 15 июня 2017 г.
Кремль возлагал надежды на то, что Трамп пойдет на примирение с Россией и признает Крым российской территорией, как он и обещал в ходе предвыборной кампании 2016 года. Однако вмешательство в американские выборы вышло Путину боком. На фоне подозрений, связанных с тем, что штаб Трампа находился в заговоре с Россией, в США был принят закон, обязывающий президента Трампа получать одобрение Конгресса на то, чтобы смягчить или отменить антироссийские санкции.
Надежды на отмену санкций рухнули. «В ближайшее время не стоит надеяться на восстановление отношений с США», — признает российский высокопоставленный чиновник.
Зачастую президента Путина называют тактиком, а не стратегом. Это означает, что ему не хватает способности оценивать ситуацию в долгосрочной перспективе. Он атакует Запад и наносит удары по слабым местам, исходя из текущей ситуации. Недавно Путин также стал выступать против введения санкций в отношении КНДР, которая проводит ядерные и ракетные испытания. Он попытался использовать северокорейскую проблему вместо Сирии в качестве нового козыря при игре с Западом.
Какой же тактикой воспользуется администрация Путина, совершившая череду просчетов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу? Запад осознает, что есть риск новых жестких внешнеполитических шагов.