У международного сообщества очень мало инструментов, при помощи которых можно вынудить Северную Корею отказаться от программ по вооружению. Северная Корея демонстрирует возрастающую мощность в сфере баллистических ракет и ядерных технологий, а ООН устанавливает все более строгие и строгие экономические санкции. Можно ли только экономическими санкциями заставить Северную Корею отказаться от усовершенствования оружия?
Оценим, к каким последствиям привели экономические санкции, введенные в 2014 году против России. Самое большое влияние на российскую экономику оказал запрет на рефинансирование кредитов, выданных в иностранных валютах в западных банках. Это решение в комплекте с падением цен на нефть вызвало существенную (50%) девальвацию российского рубля. Последствием санкций стал удар по благосостоянию высшего среднего слоя россиян. Зарплата в долларовом выражении или в евро сократилась почти в два раза. Начальники крупных российских предприятий среднего ранга, которые в 2013 году могли позволить себе покупать недвижимость на юге Испании, после санкций оказались не в состоянии платить проценты по кредитам и были вынуждены затянуть пояса потуже. Санкции были введены в надежде на то, что недовольство среднего слоя будет способствовать смене внешнеполитического курса России.
Однако, как это можно было наблюдать на примере Ирана во времена Саддама Хусейна и на примере других стран, экономические санкции не являются идеальным инструментом.
Экономические санкции даже небольшого масштаба эффективны, если они вводятся в отношении богатых стран. Но чем примитивнее экономика государства, тем меньше она зависит от международного сотрудничества, и вместе с этим эффект от санкций будет меньше.
В том случае, если экономические санкции вводятся против страны, большинство населения которой поддерживает режим и не хочет его смены, то санкции становятся главным стимулом для реформирования собственной экономики, с тем чтобы преобразовать ее в самодостаточную. Это в свое время признал духовный лидер Ирана аятолла Хомейни (1902-1989), назвав американские санкции Божьим благословлением и подчеркнув, что только благодаря экономическим санкциям Ирану удалось реформировать свою экономику в самодостаточную и начать производить внутри страны то, что во времена шаха импортировалось.
Можно ли Северную Корею заставить выполнить волю ее противников усилением экономических санкций?
Только одно сравнение. Экспорт Латвии на одного жителя в год составляет 5000 евро (на 2016 год), а импорт — 6000 евро. Какова сумма экспорта и импорта Северной Кореи на одного жителя?
Ответ шокирующий. По доступной статистике ООН, в 2014 году экспорт Северной Кореи на одного жителя был 100 евро в год, а импорт — 115 евро.
Таким образом, не нужно преувеличивать значение внешней торговли для экономики Северной Кореи. Не нужно преувеличивать значение и возможные последствия новых экономических санкций. Разумеется, экономике Северной Кореи необходимы отсутствующие ресурсы — импорт нефти и нефтепродуктов. Но у этой страны есть исторический опыт, как обойтись минимальным импортом нефти. В конце 90-х годов прошлого века, когда импорт Северной Кореи был ограничен не из-за санкций, а из-за нехватки валюты, грузовики с двигателями на газовых генераторах, которые приводил в действие газ, полученный от сжигания дров или каменного угля, а не бензин, были буднями сел и городов.
Если цель действительно в снижении напряженности на Корейском полуострове, то, прежде всего, необходимы взаимные действия, отказ от шагов, провоцирующих другую сторону. При посредничестве Китая северокорейский лидер сформулировал, на каких условиях его страна готова прекратить бряцать оружием. Южная Корея и США должны прекратить регулярные военные маневры у границ Северной Кореи.
Если угрозы стереть Серную Корею с лица земли не помогают, и новые экономические санкции, по всей вероятности, ничего не дадут, то можно попытаться какое-то время не провоцировать Северную Корею с южной стороны 38-й параллели (демаркационная линия между северокорейской и южнокорейской армиями).